ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

ДАЛЬСКИЙ, МАМОНТ ВИКТОРОВИЧ (наст. фамилия – Неелов) (1865–1918), русский артист. Родился в 1865 в Кантемировке Харьковской губ. в дворянской семье. Все пятеро детей стали артистами. Старшая сестра, Магдалина, которую в детстве звали Даля, выбрала себе актерское имя – Дальская. Позже эту фамилию взял для своего псевдонима и брат Мамонт. Окончил киевскую гимназию, проявлял интерес и способности к литературе и иностранным языкам. Блестяще знал латынь, часто выступал в концертах с чтением произведений Фр.Шиллера, А.С.Пушкина, У.Шекспира. Поступил в Харьковский университет на юридический факультет, откуда в 1885 со второго курса ушел на сцену. Его кумиром был актер М.Т.Иванов-Козельский, которому он подражал в начале своей сценической карьеры. В 1886 Дальскому предложили ангажемент в труппе Воронцова в Вильно, где он сразу стал ведущим актером. В 1889 получил предложение писателя П.Д.Боборыкина вступить в труппу открывающегося в Москве театра Е.Горевой. В этом театре к Дальскому пришла слава, роль Дон Карлоса в одноименной пьесе Шиллера стала его первой победой. Роль Карлоса артист сохранит в своем репертуаре на долгие годы. Следующей значительной ролью Дальского был Барон из Скупого рыцаря Пушкина. Главный режиссер Александринского театра П.М.Медведев пригласил его в казенную труппу «без дебюта».

Впервые на Александринской сцене Дальский появился 8 сентября 1890 в роли Жадова в пьесе А.Н.Островского Доходное место. Дальский обладал всеми качествами, необходимыми актеру-трагику: ярким воображением, совершенным владением внешней техникой. Он часто подчеркивал, что ему не нужны долгие репетиции, но на самом деле в молодости четко оттачивал все штрихи роли. Особое место среди сыгранных ролей на Александринской сцене была роль Рогожина в Идиоте по Ф.М.Достоевскому. В спектакле играли звезды российского театра: Настасья Филипповна – М.Г.Савина, Аглая – В.Ф.Комиссаржевская, Князь Мышкин – Н.Н.Ходотов. В последние сезоны столичной службы Дальского мало занимали в новых ролях, дирекция назначала его на такие роли, как Квартальный в Ревизоре Гоголя и Надзиратель в Свадьбе Кречинского А.В.Сухово-Кобылина. Последняя работа в Александринском театре – Отелло, которого он сыграл в свой юбилей.

Покинув Александринский театр (1900), Дальский попытался создать в Петербурге собственный театр, но из этого ничего не вышло и он стал трагиком-гастролером. В провинции сыграл Константина в пьесе Дети Ванюшина С.А.Найденова, Сатина в На дне М.Горького, Ротмистра в Отце А.Стриндберга и др. 21 апреля 1915 у себя дома Дальский читал проект нового театра М.Горькому и Ф.Шаляпину. В тот период он организовывал публичные вечера трагедий, исполняя отрывки из своих лучших ролей. В 1917 М.Дальский вступил в федерацию анархистов, 14 января 1918 был арестован по указанию управляющего делами Совета народных комиссаров В.Д.Бонч-Бруевича, однако вскоре отпущен. Высоко ценил Дальского Вс.Э.Мейерхольд, сравнивал его с Сальвини.

Дальский погиб в Москве 8 июня 1918: отправляясь в гости к Шаляпину, сорвался с подножки трамвая.

МАМОНТ ВИКТОРОВИЧ ДАЛЬСКИЙМАМОНТ ВИКТОРОВИЧ ДАЛЬСКИЙ

ЛИТЕРАТУРА

Юрьев Ю.М. Записки. М. – Л., 1948
Ходотов Н. Близкое-далекое. Л. – М., 1962

Яндекс.Метрика