ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

ДАВЫДОВ, ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (настоящее имя Иван Николаевич Горелов) (1849–1925), актер, создавший галерею реалистических портретов, театральный педагог, наставник. Народный артист Республики (1922).

Родился 7 января 1849 в Новомиргороде Херсонской губернии в благополучной дворянской семье военного. С детства проявлял страсть к лицедейству, уже гимназистом в Тамбове сыграл такие роли как Бобчинский в Ревизоре Н.Гоголя, Пимен в пушкинском Борисе Годунове, Сваха в Женитьбе Гоголя, Простакова в Недоросле Д.Фонвизина.

Не сумев поступить в Московский университет, проводил все время на спектаклях Малого театра, познакомился с творчеством его корифеев: И.Самарина, С.Шумского, В.Живокини, др. Непосредственное участие в судьбе юноши проявил И.Самарин, дав ему первые уроки актерского мастерства и рекомендацию в орловскую труппу «на выхода».

В 1867–1880 выступал на сценах провинции, переиграв десятки различных по масштабу и амплуа ролей (всего он сыграл 547! ролей). Блистал в дивертисментах, выступая как куплетист и рассказчик, фокусник и исполнитель песен и романсов. Музыкальность способствовала успеху актера в модной оперетте (переиграл весь опереточный репертуар провинции), а также в старинных водевилях, где необходимо было безупречное владение пластикой. Главным было освоение классического русского репертуара. Его талант наиболее полно раскрылся в знаменитой антрепризе П.М.Медведева. Начиная с амплуа «простаков», в котором выделялся привлекающим оптимизмом, искренностью и задором, Давыдов также осваивал роли противоположного плана (Арбенина в лермонтовском Маскараде).

Целую галерею человеческих типов сыграл в драматургии А.Н.Островского, который чрезвычайно ценил незаурядного артиста. Первые свои роли в этом репертуаре (Ипполит – Не все коту масленница, Бальзаминов – Женитьба Бальзаминова) проработал под руководством А.И.Шуберт. В пьесе Гроза сыграл Кудряша, Бориса и Тихона. А в пьесе Лес играл Буланова и Аркашку, в Бешеных деньгах – Василькова и Кучумова, в Доходном месте – Белогубова, Жадова, Юсова, в Бесприданнице – Карандышева и Робинзона; Мурзавецкого в Волках и овцах; Бородкина в Не в свои сани не садись и т.д. Роль же Подхалюзина в пьесе Банкрот или свои люди сочтемся Островский репетировал с артистом лично.

В провинции приступил к ролям, сопровождавшим его всю жизнь, таким как Расплюев из Свадьбы Кречинского А.В.Сухово-Кобылина, впоследствии ставшим образцом актерского мастерства в деле создания типичного образа русской действительности, сочетавшего комичность характера с сатирической горечью и сочувствием к пропавшему и обездоленному человеку.

С 1880 стал актером императорского Александринского театра. Продолжал ориентироваться на образцы русской классики. Доводил до совершенства одну из любимых ролей, Митрофана в Недоросле Фонвизина, отпраздновал 50-летие Ревизора Н.Гоголя ролями Городничего, сыграв также Подколесина из Женитьбы, Замухрышкина в Игроках и др. гоголевские роли, поразив не только тонкостями мастерства, но и точным проникновением в гоголевский юмор. Одной их характерных черт комедийного дарования было отсутствие комикования. И чем серьезнее был актер в роли, тем смешнее выглядел тот или иной характер. Сатирическим краскам предпочитал человеческий подход к своим героям, рождавший сплав иронии и драматизма, понимание смеха, близкое гоголевскому. На одном из своих портретов Давыдов написал: «…Смех – великое дело! Еще Гоголь сказал, что смех создан на то, чтобы смеяться над всем, что позорит истинную красоту человека…». В этих словах сформулирована гуманистическая основа светлого, жизнеутверждающего искусства актера, основанная на изначальной оптимистической вере в светлые стороны жизни и человека. Давыдову был чужд пессимизм, а с ним искусство новых форм на рубеже веков.

В 1886–1888 – он в театре Ф.А.Корша. Его появление в Москве стало театральным событием. Сыграл Городничего и Фамусова в грибоедовском Горе от ума. Познакомил Москву с Делом А.В.Сухово-Кобылина, воскресил роль Мошкина из тургеневского Нахлебника. Главным событием того периода стал выход Давыдова в чеховском Иванове, а позже в постановке Чайки, потерпевшей неудачу в Александринском театре (в 1896 Чехов отметил с положительной стороны лишь игру В.Ф.Комиссаржевской и Давыдова в роли Сорина).

В 1888 под давлением общественного мнения дирекция Александринского театра добилась возвращения Давыдова в Петербург, где он прослужил до 1924. Количественно список сыгранных им за то время ролей намного превышает качественную сторону сценического материала. К галерее гоголевских типов за это время прибавился Чичиков в инсценировке Мертвых душ, ряд значительных ролей в поздних пьесах А.Н.Островского. С теплотой и сочувствием к маленькому человеку играл Оброшенова в Шутниках. Не прошли мимо и пьесы Л.Н.Толстого (Плоды просвещения, Власть тьмы). На подмостках разных театров приобщился к творчеству А.М.Горького (Лука, Бессеменов в пьесах На дне, Мещане). Это свидетельствует о его интересе к современным поискам театра, несмотря на стойкое неприятие им искусства режиссуры. Он был убежден в самодостаточности актерского творчества и его приоритете в системе театра. Обращался и к классике зарубежной. Яркие фигуры были воссозданы им в таких ролях, как Гарпагон (Скупой), Скапен (Проделки Скапена), Журден (Мещанин во дворянстве), Жорж Данден (Жорж Данден), Сганарель (Школа мужей), Оргонт (Тартюф). Его исполнение отличалось жизнерадостностью и отсутствием грубой буффонады. Близок Давыдову был и шекспировский театр. Только в Гамлете сыграл несколько ролей: могильщика и актера, Лаэрта, Полония и Клавдия. Блистал в шекспировских комедиях, играя Клюкву (Много шума из ничего), Грумио (Укрощение строптивой), Фальстафа (Виндзорские проказницы) и др.

В 1924 по приглашению А.И.Южина поступает на сцену Малого театра. Последней ролью стала роль Матроса в одноименной пьесе Соваж и Делюрье.

Его называли наследником традиций. «Выступая преемником могикан русского театра, он впитал заветы М.Щепкина правды жизни в искусстве, психологическую тонкость и демократический гуманизм А.Мартынова, жизненное полнокровие и реалистическую конкретность П.Садовского, виртуозную технику В.Самойлова. Синтезируя лучшие традиции прошлого, Давыдов…выработал свой метод и стиль», – писали С.С.Данилов и М.П.Португалова. В процессе работы над ролью категорически отвергал путь к творчеству через вдохновение. Его путь шел от кропотливой вдумчивой работы ума и сердца к эмоциональному взлету и творческой свободе. С 1883 преподавал в Петербургском театральном училище, утверждая реалистический метод раскрытия человеческого характера. Среди учеников Давыдова: В.Ф.Комиссаржевская, Н.Н.Ходотов, Л.С.Вивьен и др. Автор воспоминаний Рассказ о прошлом (Л. – М., 1962).

Умер 23 апреля 1925 в Москве.

Екатерина Юдина

ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ДАВЫДОВВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ДАВЫДОВ

ЛИТЕРАТУРА

Альтшуллер А.Я. Театр прославленных мастеров (Очерки истории Александринской сцены), Л., 1968
Данилов С.С., Португалова М.П. Русский драматический театр 19 века. Л., 1974

Яндекс.Метрика