Начало литературной деятельности Габриловича относится к 1921. Своеобразный и узнаваемый стиль молодого прозаика едва ли не первыми заметили пародисты (наиболее известна пародия А.Г.Архангельского). Как прозаик входил в ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), одновременно выступал как публицист. Впоследствии отмечал, что отдал журналистике двадцать пять лет жизни. Участвовал Габрилович и в создании книги Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства (1934) (в работе отчасти использованы впечатления от увиденного во время поездки на строительство с большой группой советских писателей).
Однако в силу разных обстоятельств, среди которых не последнюю роль играли материальная заинтересованность и желание преуспеть (причем известно, что сам Габрилович человек в быту крайне неприхотливый), он оставляет прозу и начинает писать сценарии. Чаще всего Габрилович работал с талантливыми высокопрофессиональными режиссерами. Среди них и мастера старшего поколения М.Ромм (Мечта, 1943; Убийство на Улице Данте, 1956), Л.Луков (Два бойца, 1942), Вс.Пудовкин (Возвращение Василия Бортникова, 1952), А.Файнциммер (Овод, 1955), и считавшиеся тогда молодыми И.Авербах (Монолог, 1972) и Г.Панфилов (В огне брода нет, 1967; Начало, 1970). Сделанные с ними фильмы (часто и сценарии писались в соавторстве с режиссерами) стали классикой советского кино.
Несколько десятилетий продолжалось сотрудничество Габриловича с режиссером Ю.Райзманом. Классические ленты Машенька (1942, сценарий совм. с С.Ермолинским), Коммунист (1957), Твой современник (1967, сценарий совм. с Райзманом), Странная женщина (1977) были обращены к сегодняшнему дню, авторы не только отразили те или иные исторические события, но и чутко уловили атмосферу разных моментов советской истории.
О двух противоположных тенденциях в творчестве Габриловича легко судить по фильмам, сделанным им совместно с режиссерами С.Юткевичем и Панфиловым. Кинолениниана, жанр советского кино, стоявший особняком и развивавшийся по собственным законам, тем не менее всегда чутко реагировал на изменения в обществе. И потому в картинах Рассказы о Ленине (1957), Ленин в Польше (1965, сценарий совм. с Юткевичем) и Ленин в Париже (1981, сценарий совм. с Юткевичем) образ вождя революции все более изменялся. Миф облекался в быт, мимикрировал под повседневность. Но попытка изобразить вождя революции «с человеческим лицом» (наиболее радикальная сцена Ленин, съезжающий по перилам, от которой осторожные авторы отказались) не вполне удалась. Искусственность и нарочитость предлагаемых схем были очевидны.
На первый взгляд иначе обстоит с фильмами, созданными Габриловичем вместе с режиссером Панфиловым. Тем не менее и здесь действует тот же принцип, только вывернутый наизнанку: миф проступает сквозь быт. Судьба фабричной девчонки Паши Строгановой, которая оказалась талантливой актрисой, всего лишь пространная иллюстрация к давнему тезису, воплощенному еще в стихотворении М.Светлова Рабфаковке, где задолго до появления фильма Начало проводится параллель между героиней Франции и советской девушкой. Более того, утверждается массовость нового героизма: «В каждом братстве больших могил / Похоронена наша Жанна».
Внешне сложившаяся благополучно (с 1948 педагог ВГИКа, с 1962 профессор, знаменитый сценарист, выступавший также с теоретическими статьями о кинематографе), жизнь Габриловича драматична: непростые семейные отношения, описанные им в книге Четыре четверти, по которой сделан фильм Объяснение в любви (1978, реж. И.Авербах, сценарий П.Финна), душевная боль от мысли, что выбран не тот путь. По сути, он был беллетристом, о чем и рассуждает в своей Последней книге. Без всякого сомнения, справедливо присужденная премия «НИКА» за 1989 в номинации «Честь и достоинство», равно как прочие многочисленные и вполне заслуженные награды, это награды способному и умному человеку, при решении вопроса «Что важнее, частная судьба или эпоха?» без колебания выбравшему эпоху.
Последние десять лет Габрилович прожил в Доме ветеранов кино в Матвеевском. Умер Габрилович в Москве 5 декабря 1993.
Евгений Перемышлев
Коварский Н. Щедрый художник. Искусство кино, 1960, № 5
Розенфельд И. Точное время: Евгений Габрилович и его герои. Искусство кино, 1980, № 11
Гольденберг М.Е. Мир героев Е.Габриловича. М., 1981
Габрилович Е. Избранные сочинения, т. 13. М., 19821983
Габрилович Е. Свой, но не вовсе. М., 1991
Кузьмина О. «Машенька» (СССР, 1942). Искусство кино, 1992, № 2
Габрилович Е. Последняя книга. М., 1996
Финн П. «Дитя кнута и пряника». Искусство кино, 1996, № 8