ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

ГАБРИЛОВИЧ, ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ (1899–1993), русский сценарист. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969), Герой Социалистического Труда (1979). Лауреат Государственных премий СССР (1943, 1967, 1983). Родился 29 сентября 1899 в Воронеже, отец – аптекарь, мать – домохозяйка. Учился в Воронежском реальном училище, после переезда семьи в Москву – в частной гимназии и Московском университете (юридический факультет). Был пианистом джаза в театре Вс.Мейерхольда, работал в музее того же театра и секретарем театрального журнала «Афиша Тим».

Начало литературной деятельности Габриловича относится к 1921. Своеобразный и узнаваемый стиль молодого прозаика едва ли не первыми заметили пародисты (наиболее известна пародия А.Г.Архангельского). Как прозаик входил в ЛЦК (Литературный центр конструктивистов), одновременно выступал как публицист. Впоследствии отмечал, что отдал журналистике двадцать пять лет жизни. Участвовал Габрилович и в создании книги Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства (1934) (в работе отчасти использованы впечатления от увиденного во время поездки на строительство с большой группой советских писателей).

Однако в силу разных обстоятельств, среди которых не последнюю роль играли материальная заинтересованность и желание преуспеть (причем известно, что сам Габрилович – человек в быту крайне неприхотливый), он оставляет прозу и начинает писать сценарии. Чаще всего Габрилович работал с талантливыми высокопрофессиональными режиссерами. Среди них и мастера старшего поколения М.Ромм (Мечта, 1943; Убийство на Улице Данте, 1956), Л.Луков (Два бойца, 1942), Вс.Пудовкин (Возвращение Василия Бортникова, 1952), А.Файнциммер (Овод, 1955), и считавшиеся тогда молодыми И.Авербах (Монолог, 1972) и Г.Панфилов (В огне брода нет, 1967; Начало, 1970). Сделанные с ними фильмы (часто и сценарии писались в соавторстве с режиссерами) стали классикой советского кино.

Несколько десятилетий продолжалось сотрудничество Габриловича с режиссером Ю.Райзманом. Классические ленты Машенька (1942, сценарий совм. с С.Ермолинским), Коммунист (1957), Твой современник (1967, сценарий совм. с Райзманом), Странная женщина (1977) были обращены к сегодняшнему дню, авторы не только отразили те или иные исторические события, но и чутко уловили атмосферу разных моментов советской истории.

О двух противоположных тенденциях в творчестве Габриловича легко судить по фильмам, сделанным им совместно с режиссерами С.Юткевичем и Панфиловым. Кинолениниана, жанр советского кино, стоявший особняком и развивавшийся по собственным законам, тем не менее всегда чутко реагировал на изменения в обществе. И потому в картинах Рассказы о Ленине (1957), Ленин в Польше (1965, сценарий совм. с Юткевичем) и Ленин в Париже (1981, сценарий совм. с Юткевичем) образ вождя революции все более изменялся. Миф облекался в быт, мимикрировал под повседневность. Но попытка изобразить вождя революции «с человеческим лицом» (наиболее радикальная сцена – Ленин, съезжающий по перилам, от которой осторожные авторы отказались) не вполне удалась. Искусственность и нарочитость предлагаемых схем были очевидны.

На первый взгляд иначе обстоит с фильмами, созданными Габриловичем вместе с режиссером Панфиловым. Тем не менее и здесь действует тот же принцип, только вывернутый наизнанку: миф проступает сквозь быт. Судьба фабричной девчонки Паши Строгановой, которая оказалась талантливой актрисой, всего лишь пространная иллюстрация к давнему тезису, воплощенному еще в стихотворении М.Светлова Рабфаковке, где задолго до появления фильма Начало проводится параллель между героиней Франции и советской девушкой. Более того, утверждается массовость нового героизма: «В каждом братстве больших могил / Похоронена наша Жанна».

Внешне сложившаяся благополучно (с 1948 педагог ВГИКа, с 1962 профессор, знаменитый сценарист, выступавший также с теоретическими статьями о кинематографе), жизнь Габриловича драматична: непростые семейные отношения, описанные им в книге Четыре четверти, по которой сделан фильм Объяснение в любви (1978, реж. И.Авербах, сценарий П.Финна), душевная боль от мысли, что выбран не тот путь. По сути, он был беллетристом, о чем и рассуждает в своей Последней книге. Без всякого сомнения, справедливо присужденная премия «НИКА» за 1989 в номинации «Честь и достоинство», равно как прочие многочисленные и вполне заслуженные награды, – это награды способному и умному человеку, при решении вопроса «Что важнее, частная судьба или эпоха?» без колебания выбравшему эпоху.

Последние десять лет Габрилович прожил в Доме ветеранов кино в Матвеевском. Умер Габрилович в Москве 5 декабря 1993.

Евгений Перемышлев

ЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ ГАБРИЛОВИЧЕВГЕНИЙ ИОСИФОВИЧ ГАБРИЛОВИЧ

ЛИТЕРАТУРА

Коварский Н. Щедрый художник. – Искусство кино, 1960, № 5
Розенфельд И. Точное время: Евгений Габрилович и его герои. – Искусство кино, 1980, № 11
Гольденберг М.Е. Мир героев Е.Габриловича. М., 1981
Габрилович Е. Избранные сочинения, т. 1–3. М., 1982–1983
Габрилович Е. Свой, но не вовсе. М., 1991
Кузьмина О. «Машенька» (СССР, 1942). – Искусство кино, 1992, № 2
Габрилович Е. Последняя книга. М., 1996
Финн П. «Дитя кнута и пряника». – Искусство кино, 1996, № 8

Яндекс.Метрика