Широкая известность пришла к Хейфицу и Зархи уже в 1935, после выхода на экран комедии Горячие денечки (1935, о любви красноармейца-танкиста и провинциальной студентки), однако их первым подлинным шедевром был признан фильм Депутат Балтики (1936, «Гран-при» Международной выставки в Париже, 1937), где на авансцену был выдвинут яркий образ русского профессора (Н.Черкасов), вставшего на сторону революции. Таким же хрестоматийным персонажем советского кино стала крестьянка Александра Соколова (В.Марецкая) из следующего фильма Хейфица и Зархи Член правительства (1939). В годы войны когорту «людей нового мира» в фильмах Хейфица и Зархи пополнил вожак монгольской революции Сухэ-Батор. В 19411942 Хейфиц занимал должность художественного руководителя Ташкентской и Тбилисской киностудий.
С 1954 Хейфиц перешел к индивидуальной режиссуре. В 1950-х годах его самыми значительными работами становятся фильмы в жанре социально-психологической драмы Большая семья (1954, по роману В.Кочетова Журбины), Дело Румянцева (1955), Дорогой мой человек (1958, по мотивам романа Ю.Германа). В изобразительном плане его режиссуру отличает глубоко проработанная «портретность», во многом близкая лучшим традициям голливудской драмы 19401950-х годов. Что касается драматургических и социальных координат, то здесь его герои (Алексей Румянцев, Владимир и Варя из фильма Дорогой мой человек), люди совестливые и искренние, предвосхищают поколение героев «оттепели» из фильмов М.Хуциева, И.Таланкина, Г.Данелии.
В 1960-е годы Хейфиц начинает серию чеховских экранизаций, первая из которых (Дама с собачкой, 1960) получает единодушно высокую оценку в стране и за рубежом (в частности, приз Международного кинофестиваля в Каннах, 1960). В союзе с оператором А.Москвиным и актерами А.Баталовым и И.Саввиной Хейфиц создает реалистичный и вместе с тем полный «импрессионистических» оттенков мир чеховской России, на фоне которого разыгрывается вневременная любовная драма двух незаурядных, но зависимых от социальной рутины героев.
Его последующие обращения к Чехову были также удостоены престижных фестивальных наград (В городе С, 1967, премия МКФ в Риме, 1967; Плохой хороший человек, 1973, приз МКФ в Чикаго, 1974). В 19701980-х годах перечень экранизированной режиссером русской классики пополняется фильмами Ася (1977, по И.Тургеневу) и Шурочка (1982, по повести А.Куприна Поединок).
В 1970 Хейфиц поставил эпическую драму Салют, Мария! (1970), стержнем которой стала судьба женщины профессиональной революционерки, прослеженная от времен Гражданской войны до наших дней. Заметно идеализированный образ главной героини (актриса А.Роговцева) носил в себе отпечаток традиции прежних лент Хейфица и Зархи (Член правительства), а кроме того, отдавал дань популярным веяниям феминистского фильма конца 1960-х годов.
Впоследствии Хейфиц успешно разрабатывал жанр мелодрамы на современном материале. Его фильмы Единственная (1985), Впервые замужем (1979, главный приз МКФ в Карловых Варах), Подсудимый (1985), Вы чье, старичье? (1988, последние два по произведениям Б.Васильева) были сосредоточены на бытовой проблематике и апеллировали к чувству моральной ответственности, сострадания, бескорыстной любви за что и пользовались большим успехом у массовой аудитории.
Умер Хейфиц в Петербурге 25 апреля 1995.
См. также ЗАРХИ, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ.
Хейфиц И. О кино. Л. М., 1966
Хейфиц И. Жизнь в кино (совм. С И.Саввиной). М., 1978
Венгеров В. Молодость мастера. Искусство кино, 1981, № 1