Среди написанных в 1930-е годы сценариев особым успехом пользовался Ленин в Октябре (1937, реж. М.Ромм), положивший начало советскому жанру киноленинианы. Фильм, готовившийся к двадцатилетию революции, имел сложную судьбу, но, в конце концов, принятый высокими заказчиками, был восторженно оценен критикой. За ним последовал фильм Ленин в 1918 году (1939), также поставленный Роммом. Обе ленты были удостоены Государственной премии СССР (1941). На основе сценария Каплер с женой и соавтором Т.Златогоровой написал одноименную пьесу, поставленную в 1940 Ленинградским театром драмы им. Пушкина; новый вариант той же пьесы под названием Грозовой год был поставлен в 1957.
Из работ Каплера военного периода стоит отметить сценарий хроникального фильма День войны (1942). Снятый режиссером М.Слуцким, он отчасти уже своим построением напоминал о поисках советского искусства предыдущего десятилетия: авторами предпринята попытка показать жизнь страны, уместившуюся в пределы одних суток. Удачным был сценарий приключенческой ленты Котовский (1942), по которому режиссер А.Файнциммер сделал превосходную динамичную ленту. Пробыв несколько месяцев в партизанском крае, Каплер по собственным корреспонденциям написал сценарий Мирные люди. Сделанный по нему режиссером Ф.Эрмлером фильм Она защищает Родину (1943; Государственная премия СССР, 1946) стал одним из самых известных фильмов в советской кинематографии.
Затем наступил долгий перерыв в работе: Каплер был арестован. Сталинский лауреат, с 1939 преподаватель ВГИКа, преуспевающий сценарист, он посчитал, что ему многое позволено, и начал ухаживать за дочерью Сталина, тогда еще десятиклассницей. Их бурный роман получил огласку. В заключении Каплер провел десять лет с 1943 по 1953, и лирическая драма За витриной универмага (следующая картина по его сценарию) была снята лишь в 1955 режиссером С.Самсоновым (это был дебют последнего в кино).
Из поздних работ несомненно успешными оказались сценарий кинокомедии Полосатый рейс (1961, совм. с В.Конецким), по которому режиссер В.Фетин сделал фильм, и сценарий фильма Человек-амфибия (1961, совм. с А.Гольдбергом, А.Ксенофонтовым; реж. Г.Казанский, В.Чеботарев), ставший одним из абсолютных лидеров проката в советском кино. Человек в высшей степени обаятельный, располагающий к себе, Каплер был душой «Кинопанорамы» (он был одним из тех, кто организовал программу). Конец жизни Каплера освещен любовью и браком с поэтессой Ю.Друниной.
Умер Каплер в Москве 11 сентября 1979.
Евгений Перемышлев
Каплер А. Кухня характеров. В сб.: Как мы работаем над сценарием. М., 1936
Каплер А. Писатель и кино. Октябрь, 1958, № 10
Козинцев Г. Алексей Каплер. Советский экран, 1960, № 15
Каплер А. Киноповести. М., 1962
Агишев О. Мастер. Искусство кино, 1974, № 10
Каплер А. Избранные произведения, т. 12., М., 1984
Друнина Ю. Горький урок человековедения. Искусство кино, 1993, № 3