Родился 30 октября 1937 в Париже. В 13 лет на кинофестивале в Канне получил приз конкурса дебютов за свою короткометражку. Работал оператором короткометражных фильмов. Дебютировал в режиссуре полнометражного художественного кино фильмом Человеческая сущность (1961). Как и несколько последующих кинолент режиссера, эта картина успеха не имела.
В 1966 снимает мелодраму Мужчина и женщина, спонсированную концерном «Форд», которая первоначально задумывалась как реклама его нового автомобиля. Но в результате получилось произведение искусства, фильм получил «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля, два «Оскара» за лучший иностранный фильм и оригинальный сценарий и до сих пор считается одной из лучших картин о любви.
Одна из причин успеха фильма в том, что Лелуш создал абсолютную гармонию изображения и звука. Он снял практически немой фильм о двух немолодых людях, ассистентке режиссера и автогонщике, потерявших своих близких и понемногу начинающих проникаться симпатией друг к другу. Их зарождающиеся чувства переданы через сочетание крупных планов, невероятной красоты общих кадров и великой музыки Франсиса Лея. Такое чувство не передать словами или самой отточенной игрой актеров, поэтому Лелуш заставляет зрителя почувствовать его на подсознательном уровне, додумать самому. Одна из удач крупный план играющего главную роль Жан-Луи Трентиньяна за рулем автомобиля, параллельный долгий внутренний монолог героя, затем, в том же кадре, мелодия Лея.
Огромную роль сыграли и великолепные актеры. Аристократическая красота Анук Эме и обаяние Трентиньяна дополняют друг друга, сливаясь и превращая их дуэт в одну из самых убедительных романтических пар кино. Что же касается модного в те годы визуального ряда, где в рваном монтаже цветные кадры переплетаются с черно-белыми, то Лелуш объяснил это тем, что у него не хватило денег, чтобы снять весь фильм в цвете.
После мирового успеха фильма Лелуш и его компания «Фильм 13» получают возможность снимать кинокартины с большим бюджетом и участием французских кинозвезд. Лелуш ставит несколько кассовых фильмов, в прессе практически каждая его новая работа подвергается насмешкам, но зрители встречают их с энтузиазмом и восторгом. В числе коммерческих удач Лелуша 1970-х: авантюрная комедия Приключение есть приключение (1972) и криминальная комедия об ограблении Операция «С новым годом!» (1973) с Лино Вентурой в главных ролях, детектив Кошки-мышки (1975) с Мишель Морган, драма Второй шанс (1976) с Катрин Денев и Анук Эме, вестерн Еще один мужчина, еще один шанс (1977) с Джеймсом Кааном.
Одна из безусловных удач Лелуша фильм Баловень судьбы, принесший премии «Сезар» двум постоянным соратникам режиссера, актеру Жану-Полю Бельмондо и композитору Франсису Лею. Герой Бельмондо, миллионер и светский лев, устав от мирской суеты и воспользовавшись слухами о своей гибели, исчезает где-то в Африке, начав другую жизнь, но спустя много лет решает вернуться. Экзистенциальная глубина фильма вызов недоброжелателям режиссера, обвинявшим его в примитивности. Сотрудничество с Бельмондо Лелуш продолжил в амбициозной попытке экранизации романа Гюго Отверженные, действие которого режиссер перенес в 20 в. Картина вызвала противоречивые мнения в прессе и не очень удачно прошла в прокате, хотя и принесла Лелушу приз «Золотой глобус» за лучший иностранный фильм. В последние годы он снимал фильмы в разных жанрах: драмы (Случайности и закономерности, 1997), комедии (Одна за всех, 1999) и, конечно же, истории об отношениях Мужчины и Женщины.
Михаил Водопьянов
Peter Lev. Claude Lelouch, Film Director. Fairleigh Dickinson Univ Press, 1982
Claude Lelouch. A Man and a Woman. Faber & Faber, 1989