Родился 25 февраля 1895 в пригороде Марселя. Уже в раннем возрасте проявил интерес к драматургии, однако пошел по стопам отца и стал учителем. Вернувшись с фронта после Первой мировой войны, переехал в Париж и начал преподавать английский язык. Слава драматурга пришла к Паньолю в 1928 после постановки его пьесы Топаз (Topaz). В 1930 он впервые увидел звуковой фильм и решил посвятить себя кинематографу, создав в 1931 собственную компанию по производству фильмов. Снятая на основе его пьес кинотрилогия о рабочих марсельского порта (Мариус Marius, 1931; Фанни Fanny, 1932; Сезар César, 1936) принесла ему мировую известность.
Сосредоточенность Паньоля на диалогах поначалу доставила ему репутацию сторонника «заснятого театра», однако его дальнейшие фильмы такие, как Анжела (Angèle, 1934) и Урожай (Regain, 1937), доказали, что главным объектом его внимания является характер. Одной из его излюбленных тем возвращение человека к земле посвящены фильмы Жофруа (Jofroi, 1934), Урожай и Манон ручьев (Manon des sources, 1952). Простота и естественность, с какими Паньоль показывает жизнь французских крестьян, сближает его с итальянскими неореалистами и Ж.Ренуаром.
Среди прочих фильмов Паньоля три киноверсии его пьесы Топаз (1933, 1936 и 1951), Мерлюс (Merlusse, 1935), Жена булочника (La Femme de boulanger, 1938), Дочь землекопа (La Fille du puisatier, 1940), Наис (Nais, 1946), Прекрасная мельничиха (La Belle Meunière, 1948), Карнавал (Carnaval, 1953) и Письма с моей мельницы (Les Lettres de mon moulin, 1954).
Паньоль стал первым деятелем кино, избранным в члены Французской Академии (1946). Умер Паньоль в Париже 18 апреля 1974.
Паньоль М. Продавцы славы. М., 1926
Паньоль М. Болото. Топаз. М., 1930
Паньоль М. Мариус. Фанни. М., 1960
Паньоль М. Детство Марселя. М., 1980