В 1921 пришел в 1-й Рабочий театр Пролеткульта, где молодежь с юношеским азартом искала новые формы для нового искусства. Штраух принял активное участие в экспериментальных постановках В.С.Смышляева и Эйзенштейна, в ролях Филиппа Ривера (Мексиканец по Дж. Лондону, 1921), Мамаева, он же Мамилюков-Проливной, он же Белый Клоун (Мудрец, 1923, по пьесе А.Н.Островского На всякого мудреца довольно простоты в переработке С.М.Третьякова), Директора завода (Слышишь, Москва?!, 1923, и Противогазы, 1924, Третьякова) проявил себя актером острой сценической выразительности. Впервые снялся в короткометражном фильме-аттракционе Дневник Глумова, входившем в спектакль Мудрец. Как ассистент участвовал в создании знаменитых фильмов Эйзенштейна Броненосец Потемкин (1925), Октябрь (1927), Старое и новое (1929). В Театре им. Мейерхольда сыграл резко обличительную, сатирическую роль Присыпкина (Клоп, 1929), гиперболического бюрократа Победоносикова (Баня, 1930). Именно в этих отрицательных ролях актер сделал первые попытки освободиться от формалистических влияний и перейти к реалистическому искусству.
В 19321950 в Театре Революции (в 19381942 Штраух был художественным руководителем театра) наступил этапный период в творчестве артиста, когда созданные им образы приобретают психологическую глубину. Первый успех Штрауха в этом направлении роль рабочего Рубинчика в спектакле Улица радости А.Г.Зархи (1931). Герои Штрауха люди новой современности: Руководящее лицо (Мой друг Н.Ф.Погодина, 1932), Иван Горлов (Фронт А.Е.Корнечука, 1942), Свеколкин (Обыкновенный человек Л.М.Леонова, 1945).
В 19501957 актер Малого театра. В 1959 артист вернулся в театр им. Маяковского (бывший Театр Революции). Третий период творческой биографии Штрауха отличался стремлением предельно лаконично и полно раскрыть характер людей, мужественно и стойко защищающих подлинные идеалы. Артист писал в заметках: «Надо знать, за что борешься и против чего борешься». Такими героями были Начальник (Аристократы Н.Ф.Погодина, 1959), адмирал Миничев (Океан А.Штейна, 1961) и др.
Особое место в актерской судьбе Штрауха занимал образ Ленина. Штраух был одним из первых исполнителей роли Ленина на сцене (Правда А.Корнейчука в Театре Революции, 1937). Затем Штраух работал над образом пролетарского вождя в спектаклях Незабываемый 1919-й Вс. Вишневского (Малый театр, 1950), Между ливнями А.Штейна (Театр им. Маяковского, 1964). Сыграл Ленина в кино: Человек с ружьем (1936), Яков Свердлов (1940), Рассказы о Ленине (1957), Ленин в Польше (1965) режиссера С.Юткевича (1966) и Выборгская сторона (1938, реж. Г.Козинцев и Л.Трауберг). Играл также в фильмах Привидение, которое не возвращается (1929, озвучен 1933, реж. А.Ромм), Падение Берлина (1949, реж. М.Чиаурели), Заговор обреченных (1950, реж. М.Калатозов), Убийство на улице Данте (1956, реж. М.И.Роом) и др. Как режиссер поставил спектакли Лестница славы О.Э.Скриба (1936), Последние М.Горького(1937). Наибольший успех и известность заслужила его постановка Мамаша Кураж и ее дети Б.Брехта (1960).
Умер Штраух в Москве 3 января 1974.
Туровская М., Медведев Б. Максим Максимович Штраух. М., 1952
Шахов Г. М.М.Штраух. М., 1964