ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

ТЕАТР ИМ. В.Ф.КОМИССАРЖЕВСКОЙ, Санкт-Петербургский Государственный Академический театр им. В.Ф.Комиссаржевской создан в 1942.

Несколько раз менял свое название: 1942–1943 – Городской театр («Блокадный театр»); 1943–1959 – Ленинградский государственный драматический театр; 1959–1991 – Ленинградский государственный драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской; c 1992 – Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр им. В.Ф.Комиссаржевской.

Создание этого театра не имеет аналогов в мировой истории: он возник в блокадном Ленинграде. Существование театра в осажденном городе, вымирающем от невыносимого голода, холода, бомбежек, артиллерийских обстрелов представляется в послевоенное время невероятным. Феномену выстоявшего Ленинграда посвящено неисчислимое количество исследований – аналитических и творческих. И, чем дальше уходит этот период в прошлое, тем более необъяснимым, иррациональным он кажется. В настоящее время жизнь блокадников воспринимается как миф, могучий, несовместимый с простой логикой: чем меньше оставалось условий для физического выживания, тем больше обострялась потребность в искусстве, «питающем» силу духа ленинградцев.

В 1942 в Ленинграде работали коллективы военных театров и стационарный театр Музыкальной комедии; все остальные театральные коллективы были эвакуированы. Новый театр возник из радиоспектакля Русские люди по пьесе К.Симонова. Его постановку осуществил И.Горин с оставшимися в Ленинграде актерами эвакуированного академического театра им. Пушкина. Спектакль пользовался таким успехом, что было принято решение перенести его на драматическую сцену. 18 сентября 1942 в здании театра Комедии состоялась первая премьера театра, которому дали скромное имя Городского. Постановщиками были участники радиоспектакля И.Горин и И.Зонне. Постановочный коллектив спектакля Русские люди был пополнен актерами из Агитвзвода Дома Красной Армии, большая группа артистов пришла из ранее ликвидированного Нового ТЮЗа. Уже через две недели после первой премьеры театр показал новый спектакль – Фронт А.Корнейчука, немного позже – Нашествие Л.Леонова. В 1943–1944 театр работал в помещении Малого Оперного театра; в 1944 получил здание, в котором продолжает работать до сих пор – театр, где в 1904–1906 играла со своей труппой В.Ф.Комиссаржевская.

Играли в нетопленных залах; спектакли прерывались воздушными тревогами, когда актеры вместе со зрителями спускались в бомбоубежища и возвращались в зал после отмены тревоги. Зрители были готовы и к постоянным перебоям с электричеством: сцену освещали ручные фонарики, направленные из зрительного зала. Параллельно со спектаклями изготавливали декорации, ремонтировали здание. Показывали спектакли не только военно-патриотической тематики, но и классику: свой второй сезон театр открыл спектаклем Женитьба Белугина по пьесе А.Н.Островского.

Театр сыграл существенную роль в духовной жизни ленинградцев. В истории он больше известен под своим неофициальным названием Блокадного театра.

В послевоенные годы в репертуаре театра были спектакли самых разных жанров и направлений. Из русской классики – Островский, Горький; из зарубежной – Шекспир, Мольер, Гоцци, Шоу; из современной драматургии – Н.Хикмет, П.Павленко, Э.Хемингуэй. В разные годы в театре ставили спектакли режиссеры А.Соколов, Е.Гаккель, П.Вейсбрем, В.Кожич, В.Честноков, Н.Галин, В.Адрушкевич, Р.Сирота, И.Ольшвангер и др.

В 1959 наступил новый этап в развитии театра: ему присвоили имя В.Ф.Комиссаржевской. Театр возглавил известный режиссер и театральный педагог М.Сулимов. Эти события ознаменовались постановкой спектакля Дети солнца по пьесе М.Горького. Спектакль был посвящен памяти великой актрисы (впервые эта пьеса была поставлена в театре Комиссаржевской с ее участием).

Однако самый длительный период истории театра связан с именем Р.Агамирзяна. Он возглавил театр в 1966 и проработал в нем до своей кончины в 1991. Это был период стабильности, возмужания театра, обретения им собственного лица – пусть и не самого яркого в театральной жизни города, но имевшего своего зрителя, своих поклонников. Р.Агамирзян, до своего прихода в Театр им. Комиссаржевской работал в БДТ, стажировался у признанного театрального лидера Ленинграда Г.Товстоногова. Был приверженцем реалистической театральной школы и последовательно воплощал ее принципы в своих спектаклях.

В труппе театра работали опытные актеры: И.Дмитриев, Г.Короткевич, А.Костричкин, М.Самойлов. Вливались молодые силы и становились опытными мастерами сцены: Т.Абросимова, Н.Боярский, И.Краско, С.Ландграф, Ю.Овсянко, В.Особик и др. Труппа пополнялась и учениками Р.Агамирзяна, который преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии.

После смерти Р.Агамирзяна, в 1992 театр возглавил В.Новиков, проработавший в театре им. Комиссаржевской около двадцати лет в качестве заведующего литературной частью. 1990-е – период резкой трансформации театральной жизни города. Изменились основные акценты, на смену стабильности и некоторому однообразию спектаклей пришла пора творческого эксперимента. Новиков делает ставку на творческое разнообразие, на широкую палитру режиссерских имен. Такая политика руководства театральным процессом очень скоро принесла свои плоды – в 1995 спектакль театра Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей (режиссер В.Пази) удостоен премии «Золотой софит» сразу в трех номинациях: за лучший спектакль, лучшую режиссуру и лучшее художественное оформление.

В репертуаре театра им. Комиссаржевской соседствуют спектакли таких разных режиссеров, как А.Морфов, Ю.Панич, Т.Насиров, А.Горенштейн, А.Горбатый, В.Гришко, В.Исаков, Г.Корольчук и др.

Татьяна Шабалина

ЛИТЕРАТУРА

Алексеева Е. Петербургский сезон. – Театральная жизнь, 1998, № 8
Заболотняя М. Credo или диагноз? Режиссура Петербурга. – Театральная жизнь. 1998, № 11–12
Попов Л. Посттовстоноговское десятилетие петербургского театра. Краткий курс. «Московский наблюдатель». 1998, № 1

Яндекс.Метрика