ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

ТЕАТР СУВОРИНА (Театр Литературно-художественного общества), русский театр, существовавший в Петербурге (Петрограде) в 1895— 1917. Размещался в здании бывшего Апраксинского театра на Фонтанке, который построил в 1876–1878 граф Антон Апраксин на принадлежавшем ему рынке (архитектор Л.Фонтана).

Театр Апраксина пользовался популярностью у состоятельных петербуржцев, хотя постоянных плановых спектаклей в театре не было до 1895, затем здание арендовала труппа Литературно-артистического кружка. Эта труппа была организована на паевых началах главным пайщиком – владельцем издательского предприятия Алексеем Сергеевичем Сувориным, а также П.П.Гнедичем, П.Д.Ленским. Но одной из главных страстей Суворина был театр – он писал пьесы и стремился к режиссуре. Организация и финансирование театра Литературно-артистического кружка открыли перед ним возможности реализации своей страсти. Вскоре паевое владение театром трансформировалось в частное театральное предприятие Суворина. Правда, Гнедич ведал репертуарной частью вплоть до 1901, когда он перешел в Александринский театр.

Официальное название театра менялось – с 1899 он именовался Театром Литературно-художественного общества, с 1912, после смерти Суворина, он стал носить его имя. Однако в обиходе театр с самого начала именовался Суворинским (реже – Малым) театром.

Открытие Суворинского театра состоялось 17 сентября 1895 спектаклем Гроза по пьесе А.Островского. В этом же сезоне состоялись премьеры спектаклей Кукольный дом Г.Ибсена, Трудовой хлеб и Бедность не порок А.Островского, Нахлебник И.Тургенева, Принцесса Греза Э.Ростана, Тайна души (Там внутри) М.Метерлинка.

Руководство театра делало ставку на постановки модных и новых пьес. На сцене театра впервые были поставлены пьесы Власть тьмы Л.Толстого (1895, сразу после снятия запрета на ее постановку), Царь Федор Иоаннович А.К.Толстого (1898, также после снятия запрета и чуть раньше знаменитого спектакля МХТ), только что написанная первая пьеса С.Найденова Дети Ванюшина (1901). Широко известны постановки: Ганнеле Г.Гауптмана (1897), Юлий Цезарь (1897), Макбет (1899) и Укрощение строптивой (1899) У.Шекспира, Преступление и наказание по Ф.Достоевскому (1899), Веселые расплюевские дни (Смерть Тарелкина) А.Сухово-Кобылина (1900), Мария Стюарт Ф.Шиллера (1900) и др. Заботясь о развитии русской драматургии, театр проводил ежегодные конкурсы новых пьес.

Замечательный репертуар не был единственным достоинством театра – на его сцене играли лучшие российские актеры. Так, в 1896 здесь дебютировал В.Качалов, сыгравший в театре около 35 ролей. В разные годы на сцене театра играли такие актеры, как Л.Яворская, П.Стрепетова, П.Орленев, Е.Рощина-Инсарова, А.Пасхалова, И.Судьбинин, М.Михайлов, М.Домашева, З.Холмская, В.Далматов (Лучич), К.Бравич, К.Яковлев, Б.Глаголин, Н.Музиль-Бороздина, В.Миронова, Е.Корчагина-Александровская, О.Глебова-Судейкина, В.Топорков. При театре была создана своя театральная школа, ее в 1910 оканчивает М.Чехов. Свои первые шаги на профессиональной сцене он сделал в Суворинском театре, где проработал до 1912. С труппой театра выступали гастролеры Н.П.Россов, Т.Сальвини, В.Ф.Комиссаржевская, М.В.Дальский.

В театре сформировалась и сильная режиссерская группа. Спектакли ставили Е.Карпов, П.Гнедич, Н.Арбатов, Н.Попов, Н.Евреинов, Г.Гловацкий, С.Надеждин и др. Много внимания уделялось художественному оформлению спектаклей, в создании ряда постановок участвовали Н.Сапунов и С.Судейкин. К некоторым спектаклям писал музыку М.Кузмин. На премьерах театра Суворина часто бывали А.Чехов и В.Розанов. Театр пользовался большой популярностью у аристократической публики.

Однако патриотические, программные постановки театра вызывали у части общественности обвинения в шовинизме. Большой политический скандал разыгрался осенью 1900, на премьере пьесы В.Крылова и С.Литвина (Эфрона) Контрабандисты (первонач. название Сыны Израиля). В этом произведении евреи, жители пограничного городка, представали перед зрителями в виде преступной шайки, готовой пойти на убийство ради денег. Радикальный студенческий кружок «Полярная звезда», не посещавший обычно Суворинский театр, принял решение о срыве премьеры. Правительственные круги, знающие о готовящейся акции и настаивающие на премьере, стянули к театру силы полиции. Как только началось действие, в зале раздался свист, крики, на сцену полетели различные предметы. Спектакль был сорван, многих участников демонстрации полиция арестовала у выхода. После этого режиссер спектакля А.Коломнин умер от сердечного приступа, сам Суворин подвергся обструкции. 20 августа 1901 произошел пожар, в результате чего сгорели многие декорации и костюмы, и театр вынужден был открыть сезон в помещении Панаевского театра.

После смерти Суворина в 1912 владельцами театра стали его наследники – М. и А.Суворины. В 1914 театр отделился от Литературно-художественного общества, в 1917 преобразовался в товарищество (Театр Союза драматических актеров, 1917–1918), а затем снова стал частным предприятием. В 1918 театр перешел в ведение профсоюза сценических деятелей, но в том же году закрылся. В 1919 театр был национализирован и стал называться Особой драматической труппой. Руководителями и идейными вдохновителями ОДТ стали поэт А.Блок и писатель М.Горький. Так возник новый театр, продолжающий до сих пор работать в здании на набережной Фонтанки, 65, и сегодня носящий название Большого Драматического театра им. Г.Товстоногова.

Татьяна Шабалина

ЛИТЕРАТУРА

Долгов Н. Двадцатилетие театра им. А.С.Суворина. Петроград, 1915
Дневник Алексея Сергеевича Суворина. М., 1999
Гнедич П. Книга жизни. Воспоминания. 1855-1918. М., 2000
Руднев П. Театральные взгляды Василия Розанова. М., 2003
Сергеев С. Гражданин Суворин. К 170-летию со дня рождения. Наш Современник, 2004, № 11

Яндекс.Метрика