Театр работает не только с традиционными куклами, выпускались и марионеточные спектакли (Гусенок Н.Гернет и Т.Гуревич; Конек-Горбунок В.Курдюмова по сказке П.Ершова). Самым значительным спектаклем этого периода стал спектакль Каштанка, проникновенно передававший состояние покинутого, заброшенного существа, медленно обретающего новую жизнь. Первым спектаклем для взрослых был спектакль Волшебная лампа Алладина, сыгранный куклами на тростях (1940). Главной заботой Образцова была деминиатюризация кукольного театра фигуры и декорации в нем должны были быть видны на больших пространствах большому числу зрителей. Так появилась громадная тростевая кукла, был разработан тип куклы с механизмами внутри и снаружи, которые давали возможность выполнять движения, сравнимые с человеческими. Тростевых кукол, в силу их размера, веса и сложной системы рукояток и струн, часто держали и управляли ими три человека. Вскоре таких кукол в различных представлениях можно было увидеть по всей стране.
В 1937 Московский городской Совет выделил театру кукол здание, в начале Великой Отечественной войны оно было повреждено. Во время войны театр был эвакуирован в Новосибирск. Была создана фронтовая бригада, работавшая в прифронтовой зоне. По просьбе командования Сибирского военного округа артисты обучили красноармейцев играть куклами, и на фронте возникло шестнадцать фронтовых кукольных театров.
В послевоенный период театр продолжил работу в старом здании. Были поставлены спектакли Веселые медвежата М.Поливановой (1945, постановка Образцова), Маугли Гернет по Р.Киплингу (1945, постановка Образцова и В.Громова), Золушка Т.Габбе (1946, постановка Громова) и др. Тогда же был выпущен спектакль для взрослых Необыкновеный концерт Образцова (1946), ставший визитной карточкой театра наравне с более поздней Божественной комедией И.Штока (1961, постановка Образцова и С.Самодура). Необыкновенный концерт (первоначальное название до 1949 Обыкновенный концерт) претерпел новую редакцию в 1968, в которой приняли участие Образцов, А.Бонди, З.Гердт, З.Паперный и другие.
В 1940-е годы оформляли спектакли и изготавливали кукол художники Гвоздева, Н.Солнцев, В.Мюллер и другие. В 1950-е годы театр выпустил 15 спектаклей для самых маленьких зрителей и для взрослых. В разные годы театр выезжал на гастроли в города СССР, побывал в Австрии, Бельгии, Голландии, Дании, Индии, Испании, Канаде, Сирии, Ливане, США, Франции, Югославии, Японии. Везде русских кукольников принимали с огромным интересом. В 1960-е и 1970-е годы театр обращался к творчеству К.И.Чуковского. Спектакли В гостях у Чуковского (1962) и Наша Чукоккала (1973), талантливо оформленные художником П.Шенхофом, были с восторгом приняты маленькими зрителями, до сих пор не сходят с афиши театра. Спектакли ГЦТК строятся всегда как спектакли «актерские». За десятки лет театр Образцова превратился в самый крупный мировой кукольный центр, с двумя зданиями на Садовом кольце в Москве, двумя сценами, зимним садом, самой полной и единственной в России библиотекой, где собрана вся известная литература о куклах, крупнейшим в мире Музеем театральных кукол, где нет ни одной копии все подлинники, архивами бесценных документов, фотографий, фото-, видео-, аудио-, кинофондов. В 2001 театр принял участие в организации Первого международного фестиваля кукол, носящего имя С.В.Образцова и приуроченного к столетию мастера.
См. также КУКЛА ТЕАТРАЛЬНАЯ.
Смирнова Н.И. Театр Сергея Образцова. М., 1971
Государственный Ордена Трудового Красного Знамени Центральный театр кукол под управлением С.В.Образцова. М., 1980