Родился Ю.Яковлев 25 апреля 1928 в Москве. Когда началась Великая Отечественная Война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с матерью в госпитале. В 1943 Яковлевы вернулись в Москву.
Ю.Яковлев учился в вечерней школе, работал помощником механика в гараже. В 1948 пробует поступить во Всероссийский Государственный Институт Кинематографии и не проходит пробы (Набиравшие тогда курс С.Герасимов и Т.Маркова сочли Ю.Яковлева «некиногеничным»).
В том же году он поступил в Театральное училище им. Б.В.Щукина. В 1952 был зачислен в труппу Государственного академического театра им. Евг.Вахтангова.
Одной из первых работ в театре стала для Ю.Яковлева роль Заморского Принца (Горя бояться счастья не видать, реж. Е.Симонов, 1954), которая была исполнена им в лучших традициях сказочной буффонады: здесь был и мягкий юмор, и внутренняя свобода. Главной особенностью роли стало редкое сочетание тонкого психологического рисунка и откровенности эмоций, остроты перевоплощения и ярко выраженной лирической темы.
Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делится своими впечатлениями: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Ю.Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Ю.Яковлева истинным «вахтанговцем».
Спустя несколько лет Ю.Яковлев пробует свои силы в кинематографе и с 1958 с ним уже не расстается. И.Пырьев предлагает ему роль Льва Мышкина (Идиот, Ф.Достоевского). «…Во всем облике актера ощущалось какое-то природное благородство. Ему были свойственны простота и мягкость. Он обладал задушевным голосом. И весь был окутан атмосферой какого-то неизъяснимого, но мгновенно привлекающего к себе обаяния», вспоминает режиссер картины. Несмотря на болезненную восприимчивость, герой Ю.Яковлева был лишен патологии. Актер снял с князя ореол мученичества. Он играл не трагедию, а преодоление трагедии.
В 1960 Ю.Яковлев играет в спектакле Пьеса без названия (А.Чехов, реж. А.Ремизова,), исполняя ставшую позже любимой роль Трилецкого, человека, по словам самого актера, потерявшего все, утратившего надежды. «Он слывет остряком и балагуром, немного циником. На самом деле, это только маска, за которой кроется трагедия одиночества, пустоты и неверия», говорил Ю.Яковлев о своем персонаже. В том же году Ю.Яковлев сыграл в Дамах и гусарах (реж. А.Ремизова, 1960) старого майора в отставке. Спектакль сразу полюбился зрителям и продержался в репертуаре театра более двадцати лет. Образ, созданный актером, был окрашен и комедийным блеском, и трогательной наивностью.
Насмешливое мое счастье (по документальной драме Л.Малюгина, 1965) во многом определяющий спектакль в творческой судьбе актера. Роль Антона Павловича Чехова была крайне важна для Ю.Яковлева: «Чехов занимает в моей жизни едва ли не самое главное место. Его принципы, мировоззрение, отношение к людям, писательству все это мне чрезвычайно близко. И если есть пророк в своем отечестве, то в моем отчестве это место занимает Чехов».
Галерею яковлевских образов в кино продолжают знаменитый поручик Ржевский из Гусарской баллады Э.Рязанова (1962), в котором проявились и здоровый патриотизм, и «изящная ядреность», и героическое благородство, и комизм; Стива Облонский из экранизации романа Л.Толстого Анна Каренина (реж. А.Зархи, 1968), Иван Васильевич из комедии А.Гайдая Иван Васильевич меняет профессию (1973), Ипполит из Иронии судьбы, или С легким паром! (реж. Э. Рязанов, 1975), фильма, уже давно ставшего в России «визитной карточкой» Нового Года. Интересная деталь: в помещении, где проходили съемки Иронии судьбы, не было горячей воды, и Ипполиту-Ю.Яковлеву в сцене, где он в верхней одежде залезает в ванную, приходилось принимать ледяной душ. Но в какой-то момент горячую воду все-таки включили. Так, благодаря импровизационному дару Ю. Яковлева родилась крылатая фраза «Тепленькая пошла!»
В том же 1975 был снят фильм Любовь земная, где Ю. Яковлев сыграл Брюханова зрелую, и сильную личность.
Одна из последних по времени ролей Ю.Яковлева в театре Дудукин в спектакле Без вины виноватые П.Фоменко, поставленном в Вахтанговском театре в 1994. Он самый очаровательный и добродушный сплетник на свете. Московский барин, нежно и преданно любящий театр, Дудукин Ю.Яковлева становится едва ли не центром спектакля.
Ю.Яковлев актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, говорит Ю.Борисова. Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».
Ю.Яковлев это излучение юмора, иронии, естественности и легкости. Сам он считает, что «актер интересен лишь тогда, когда он личность, а личность это мировоззрение, собственное отношение к тому, что хочешь сказать ролью». Ю.Яковлев интересен зрителям, он личность, он артист огромного личного обаяния и внутренней культуры.
Юрий Яковлев любит читать русских классиков, слушать классическую музыку. В 1997 была издана его книга Альбом души моей.
Анастасия Арефьева