В своей дебютной картине Щит и меч (1968, реж. В.Басов) в роли Генриха Шварцкопфа, молодого немца, поначалу следовавшего за нацистами, но затем отыскавшего правильную дорогу, Янковский оказался на втором плане после С.Любшина, игравшего советского разведчика. В фильме Е.Карелова Служили два товарища (1968) молчаливый и застенчивый герой Янковского, также оттесненный занявшим весь экран Р.Быковым, выделяется именно на фоне быковской деловитости, мобильности, молчание его еще весомей среди неумолкающего быковского говорка. Контраст между статикой и динамикой оказался столь разительным, что режиссеру не было необходимости использовать весь предложенный в литературном сценарии материал, хотя Ю.Дунский и В.Фрид задумывали Некрасова своего рода богатырем (недаром подчеркнуто его происхождение «попович»): он должен был в одиночку поднять плечом лафет орудия, сунуть под колесо шапку обидчика и опустить лафет на место пусть тот достает! Но и эта выразительно исполненная роль была только этапом на пути к многоликому, но по сути единому характеру, который Янковский воплотит позднее, как и третьеплановая роль молчаливого Андрея, в которого влюбилась героиня фильма М.Богина О любви (1970) одного из лучших фильмов десятилетия, и роль, сыгранная в картине А.Тарковского Зеркало (1974), где режиссер добивался какого-то внешнего сходства у всех персонажей картины, в том числе и у Отца. Внешнего сходства, в ущерб психологической выразительности, будет добиваться и постановщик вышедшего на экран годом позже фильма Звезда пленительного счастья (1975), олеографии на историческую тему, где Янковскому придется изображать поэта и заговорщика Кондратия Рылеева.
Талант Янковского полностью раскрылся в картинах на современную тему. Казалось бы разнообразные герои, будь то секретарь парткома или какой-нибудь член комиссии, как в лентах Премия (1974) и Мы, нижеподписавшиеся (1981), или просто молодые люди, герои своего времени, как в картинах Чужие письма (1975, реж. И.Авербах), Полеты во сне и наяву (1982, реж. Р.Балаян) или Влюблен по собственному желанию (1982, реж. С.Микаэлян; за эту роль Янковский по опросу журнала «Советский экран» был назван лучшим актером 1984 года), все они схожи между собой. Сквозь них, при всей безупречности актерского исполнения, проступает человек, который их играет, Янковский, способный внешне перевоплотиться, сменить пластику, манеру говорить, но не в силах спрятать свои сразу узнаваемые глаза, где всегда светится насмешливый, чуть иронический вызов. Эти необыкновенные глаза, ничего не значащие для актера театрального, у актера кино, играющего роль психологическую, можно поставить едва ли не вровень с физическим недостатком или изъяном. Но они удивительно подходят для фильмов, сделанных в иной тональности, таких, как Обыкновенное чудо (1978) и Тот самый Мюнхгаузен (1979, оба реж. Захаров). Недаром наблюдательные Захаров и Гр.Горин в картине Дом, который построил Свифт (1983) обыгрывают это свойство: герой Янковского сидит с черной заплатой на глазах не только потому, что декан Свифт обладает взглядом особой остроты, проникающим в суть предметов, но и потому, что его играет Янковский.
Лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Приз за лучшую актерскую работу» (1983), обладатель специального приза Гильдии актеров «За выдающийся вклад в профессию» на кинофестивале «Созвездие» (1989), лауреат премии «Ника» в номинации «Актер» за фильмы Цареубийца и Паспорт (1992), Янковский в последние годы снимается куда реже, чем раньше, и не потому, что стало меньше картин: актера приглашают иностранные режиссеры, ему есть из чего выбирать. С 1993 Янковский является президентом Открытого Российского кинофестиваля в Сочи «Кинотавр».
Евгений Перемышлев
Демин В. Вариант судьбы. Литературная Россия» 1983, № 11
Хохрякова С. Олег Янковский. Ростов-на-Дону, 2000
Сиривля Н. Глубина на мелком месте. СК новости, 2001, 26 января, № 3 (87)
Смирнова Д. С новым счастьем! СК новости, 2001, 26 января, № 3 (87)