Наибольшее распространение народный театр получил во Франции. Ярмарочный театр повлиял на сюжеты и проблематику драматургии У.Шекспира, Ж.-Б.Мольера. До нас дошли имена ярмарочных актеров французских комиков 17в. Тебарена, Гро-Гильома, Готье. На ярмарочный театр Франции повлиял театр итальянской комедии дель арте, бродячие труппы которой гастролировали по всей Европе. Так в Париже появился театр «Комеди Итальенн», который играл комедию дель арте на французский манер, изменив, например, характер маски Арлекина: из второго Дзанни он превратился в первого, а затем и в главного героя жанра арлекинады. В век Просвещения сюжеты арлекинад черпались в пьесах А.Р.Лесажа, с чьим именем связан расцвет ярмарочного театра. С развитием капитализма ярмарочный театр пришел в упадок. На почве народного французского театра с середины 18 в. возникли театры бульваров, игравшие жанровые бытовые пьесы на современном материале, часто развлекательного характера, с любовной интригой, обязательно общепонятные и рассчитанные на широкого зрителя. Первые такие театры построены антрепренерами ярмарочных театров (Ж.Б.Николе на бульваре Тампль, 1759, театр «Фонамбюль», где с 1819 работал мим Ж.Г.Б.Дебюро).
В России ярмарочный театр зародился на народных гуляньях: на масленицу, Рождество, святки. Ярмарки и народные гулянья занимали заметное место в жизни городского населения. В Москве излюбленными местами гуляний были Девичье поле, Марьина роща, Новинское, Разгуляй. В Петербурге Адмиралтейская площадь, набережные Невы и Фонтанки, где ставились катальные горки, балаганы, где разыгрывали арлекинаду, показывали свое искусство фокусники, жонглеры, акробаты, давали представления кукольные театры.
Чисто русским развлечением была медвежья потеха и раек. С учеными медведями на Руси ходили с незапамятных времен вплоть до начала 20 в. Медвежья потеха по сути представляла медвежью пантомиму: медведь кланялся, ходил с козой, показывал, как бабы на барщину ходят, как в гости собираются, как башмаки надевают. Публику веселили и проделки ученого медведя, и остроумный комментарий поводыря.
Балаган служил в дни ярмарок вначале торговым помещением, позднее специальным сооружением для театрализованных представлений.
В балагане применялись трюки, которые можно считать зачатками цирка: демонстрация фигуры татуированной женщины, игра оркестра во чреве кита и т.д.
В конце 18 в. в балаганах представлялись инсценировки рыцарских романов, арлекинады, насыщенные сценическими эффектами: полетами, провалами, превращениями. Во время Крымской войны показывались батальные пантомимы, рукопашные схватки, взрывы, пожары с использованием машинерии, пиротехники. В балаганах братьев Легат, Лемана, Берга, Б.Бомбова выступали фокусники, акробаты, гимнасты, жонглеры, танцоры, кукольники с Петрушкой. Петрушечная комедия была очень распространена с конца 18 в. Театр Петрушки представлял собой театр под открытым небом. В других странах также существовал герой театра кукол, имеющий много общего с Петрушкой (Кашпарек в Чехии, Касперле в Германии, конец 18 в.).
Балаганы, раек существовали до 1930-х. Особенно велико их значение в формировании циркового искусства, в частности, искусства клоунады. В балаганах начали свой творческий путь А.Л. и В.Л.Дуровы, И.С.Радунский (Бим), Е.А.Лепковский.
Елена Ярошевич
Карская Т.Я. Французский ярмарочный театр. М. Л., 1948
Кузнецов Е.Русские народные гулянья. М. Л., 1948
Русские городские народные праздники, увеселения и зрелища. М., 2002