С 1965 режиссер Московского театра Сатиры, где поставил Видерман и поджигатели М.Фриша (1966), Банкет А.Арканова и Г.Горина (1969; первая совместная работа с Гориным, соавтором многих спектаклей), Проснись и пой М.Дьярфаша (1970, совм. с А.Ширвиндтом), Темп-1929 по Н.Погодину (1972), Чудак-человек В.Азерникова (1973). Известность Захарову принес поставленный в этом театре спектакль Доходное место А.Островского (1967). Режиссер и художник В.Левенталь поместили Жадова (А.Миронов) «в лабиринт бесконечных дверей, стульев, столов, поставленных на два круга, один внутри другого». Герой петлял в лабиринте вращавшихся кругов в поисках выхода. «Понять жизнь» здесь означало «освоиться в сценическом пространстве».
В Московском театре им. Вл.Маяковского Захаров по приглашению А.Гончарова поставил Разгром по роману А.Фадеева (1971) судьбоносный в его творчестве спектакль. Инсценировав повесть совместно с И.Прутом, роежиссер начал «свою игру с советским мифом». Этой работой, решенной «в стиле революционной саги» о большевике Левинсоне (А.Джигарханян), Захаров делал то же, что «Таганка» и «Современник»: «защищал устои и очищал принципы».
С 1973 Захаров главный режиссер Театра имени Ленинского комсомола (с 1991 Московский театр «Ленком»). Первая постановка в этом театре Автоград XXI Ю.Визбора и Захарова (1973). Режиссер мюзиклов Тиль Горина по мотивам Ш. де Костера (1974), Звезда и смерть Хоакина Мурьеты по произведениям П.Неруды (1976) и первой рок-оперы на советской сцене Юнона и Авось А.Рыбникова А.Вознесенского (1981). Другие спектакли: В списках не значился Ю.Визбора по мотивам Б.Васильева (1975), Иванов (1975) А.П.Чехова, Парень из нашего города К.Симонова (1977), Вор В.Мысливского (1978), Жестокие игры А.Арбузова (1979, первая совместная работа с сценографом О.Шейнцисом), Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1983).
После раннего и горького опыта с запрещенным спектаклем Доходное место Захаров словно зарекся ломиться в закрытые двери, но выучился входить в открытые. Не он первым вывел на сцену рок-группу, но событием стало именно появление ВИА «Аракс» в популярнейшем Тиле. Не он первым поставил Л.Петрушевскую, но в общественном сознании ее имя утвердили ленкомовские Три девушки в голубом (1985). Своего рода эмблемой театральной перестройки и гласности стала Диктатура совести М.Шатрова (1986). В конце 1980-х годов окончательно оформилась отвечавшая духу времени художественная идеология режиссера.
В 1989 Захаров выпустил Мудреца по пьесе Островского На всякого мудреца довольно простоты «документ... пестрого, сложного, переходного времени, состояния наших нервов, нашей души и зрения, свидетельство того, какое искусство это время рождало». В Поминальной молитве Горина по Шолом-Алейхему (1989) Захаров, не отказавшись от зрелищности, театральности, поставил свой самый «простодушный», «незащищенный» спектакль, противостоящий агрессии. В далеком, по сравнению с другими, от политики спектакле Школа для эмигрантов Д.Липскерова (1990) сюжет был важнее слова, а постановочные находки важнее сюжета. В жанре «взрыва» был поставлен Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше (1993). Вслед за пронзительной Чайкой Чехова (1994) Захаров выпустил оперу для драматического театра Королевские игры Горина Ш.Каллоша по мотивам пьесы М.Андерсона 1000 дней Анны Болейн (1995). «Горек, ужасен, смешон и трогателен, восхитителен, верен коллективный портрет русского человека в европейском интерьере», выведенный им в спектакле Варвар и еретик по роману Ф.Достоевского Игрок (1997). Мистификация Н.Садур (1999) один из самых сложных» и «самых свободных», «самых нервных и неровных» спектаклей Захарова последних лет.
Захаров художественный руководитель постановки Город миллионеров (реж. Р.Самгин, 2000).
Много и успешно работает в кино и на телевидении. Среди снятых им кинофильмов Двенадцать стульев (1976), Обыкновенное чудо (1978), Тот самый Мюнхгаузен (1979), Дом, который построил Свифт (1983), Формула любви (1984), Убить дракона (1988). Выступал в качестве автора и соавтора сценариев фильмов Звезда пленительного счастья, Земля Санникова, Белое солнце пустыни (ему принадлежит авторство писем Сухова) и др. Автор статей по вопросам театра и политики, книг Контакты на разных уровнях и Суперпрофессия, посвященных проблемам современной режиссуры. Профессор кафедры режиссуры РАТИ (ГИТИС).
См. также ТЕАТР «ЛЕНКОМ».
Захаров М. Контакты на разных уровнях. М., 1988
Смелянский А. Предлагаемые обстоятельства. Из жизни русского театра второй половины ХХ века. М., 1999
Захаров М. Суперпрофессия: Творческий путь. М., 2000