ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

ЗЕМЕКИС, РОБЕРТ (Zemeckis, Robert) (р. 1952), североамериканский кинорежиссер, продюсер, сценарист.

Роберт Земекис родился 14 мая 1952 в Чикаго, штат Иллинойс, США. После окончания школы поступил на киноотделение Южнокалифорнийского университета. Земекис получил студенческий «Оскар» (награда Американской Академии Киноискусства, вручаемая за лучшую работу студентов киновузов США) за постановку фильма Поле чести. Но свою работу в кино он начал как сценарист, в паре со своим другом по университету Бобом Гейлом. Первым сценарием, который им удалось продать, стал сюжет для телесериала Колчак: ночной охотник (1974). Спустя пару лет Земекис знакомится с молодым, но уже знаменитым после успеха Челюстей режиссером Стивеном Спилбергом, который решает стать продюсером его фильма Я хочу взять тебя за руку (1978), о поклонниках группы Битлз. Несмотря на то, что фильм не имеет успеха в прокате, Спилберг покупает сценарий Земекиса и Гейла, на основе которого снимает комедию 1941 и выделяет деньги на еще одну режиссерскую работу Земекиса, также комедию Подержанные автомобили (1980), которая снова проваливается в кинопрокате.

Первый значительный успех приходит к режиссеру лишь в 1984, с премьерой приключенческой комедии Роман с камнем. Прекрасное чувство юмора, мастерство в создании захватывающих ситуаций и безукоризненная постановка трюков, а главное – невероятно полноценные и обаятельные характеры главных героев в исполнении Кэтлин Тернер и Майкла Дугласа сделали эту киноленту одним из лидеров кинопроката года и принесли ей номинацию на премию «Золотой Глобус» как лучшей комедии года.

Еще работая над монтажем Романа с камнем, Земекис предлагает Стивену Спилбергу стать продюсером фантастической комедии Назад в будущее, основанной на сценарии Земекиса и Боба Гейла. Через несколько месяцев, вдохновленный успехом Романа с камнем Спилберг соглашается. На главную роль тинейджера Марти Макфлая, попавшего на 30 лет назад, в 1955 год, Земекис приглашает молодого актера Эрика Штольца. Однако через два месяца съемок, увидев рабочий материал, Спилберг распоряжается отправить его в корзину, а Штольца немедленно заменить на другого актера. Скрепя сердце, Земекис выбирает неизвестного Майкла Дж. Фокса и начинает работу заново. Несмотря на проблемы на протяжении съемочного периода, результат превосходит все возможные ожидания: выйдя на экраны США и Канады летом 1985, стал рекордсменом кинопроката года, собрав 208 млн. долл. Земекису удалось создать остроумный, увлекательный и трогательный фильм. Земекис и Гейл были представлены на соискание «Оскара» за лучший оригинальный сценарий, но в результате Назад в будущее получил статуэтку только за монтаж звуковых эффектов.

Невероятный успех фильма Назад в будущее позволяет Земекису приступить к реализации проекта своей жизни, киноленты, в которой живые актеры и натуральные декорации были бы совмещены с анимационными персонажами и объектами. Продюсером стал Стивен Спилберг, его привлекла новаторская идея Земекиса. Производство фильма Кто подставил Кролика Роджера? началось во второй половине 1985 и продолжалось почти три года. Над проектом работали самые талантливые мастера спецэффектов Голливуда. Успех превзошел все мыслимые ожидания. Фильм получил четыре «Оскара»: за монтаж, визуальные эффекты, монтаж звуковых эффектов и специальную награду за анимацию. Кто подставил Кролика Роджера? выводит кинематограф Голливуда на принципиально новый технический уровень, демонстрируя, что возможности кино безграничны. Помимо уникальных технических достоинств киноленты, Роджер – это просто забавная и обаятельная комедия, в которую хорошо интегрированы элементы так называемого «черного фильма» («черный фильм» – принятое в киноведении обозначение голливудских кинодетективов 1940–1950, главным героем в которых обычно выступал частный сыщик, борющийся не только с преступлением как таковым, но и коррупцией общества в целом).

Всего через несколько месяцев после премьеры Кролика Роджера режиссер, за которым уже прочно закрепляется звание одного из ведущих постановщиков Голливуда, берется за очередной проект, на этот раз это два продолжения фильма Назад в будущее. Земекис решает снимать вторую и третью серии фильма одновременно (съемка связанных общей темой кинокартин подряд – очередная новация Земекиса – получила развитие в таких проектах, как трилогия Властелин колец и вторая и третья части Матрицы). Назад в будущее 2 стартовало в кинопрокате США и Канады на День Благодарения в конце ноября 1989, Назад в будущее 3 – на День Поминовения в конце мая 1990. Однако такого успеха, как первая часть, продолжения не имели ни у критиков, ни у зрителей.

В 1992 Роберт Земекис обращается к жанру «черной комедии» в фильме Смерть ей к лицу, в гротескной и довольно злорадной форме высмеивающем тупость и алчность обывателей. Тем не менее ни прекрасные актерские работы звезд Голливуда (Мерил Стрип, Голди Хоун, Брюс Уиллис, последний – в совершенно несвойственной для него роли рохли и неудачника), ни удостоенные премии «Оскар» великолепные спецэффекты не смогли приковать достаточного внимания американский публики. За пределами США успех Смерть ей к лицу был значительно больше.

В июле 1994 вышла его кинокартина Форрест Гамп, поставленная по роману Уинстона Грума. В фильме Земекису удается сложнейшая задача: проследить основные события и основные настроения жизни в США послевоенного периода через восприятие индивидуала, идиота Форреста Гампа, некого Иванушки-дурачка, который, по сюжету, является ключевой фигурой как в жизни некоторых великих людей (Элвис Пресли), так и американского народа в целом («Уотергейтское дело»). Успех у зрителей кинолента получила благодаря мастерству режиссера и его постоянной технической команды (интегрировавшей главного героя в документальные кадры с разного рода знаменитыми людьми), а также уникальной актерской работе Тома Хэнкса, создавшего один из самых незабываемых образов в истории кино. Триумф столь очевиден, что даже Американская Академия Киноискусства, до этого момента считавшая Земекиса (как, собственно, и его «учителя» Стивена Спилберга) чисто развлекательным режиссером, не смогла устоять. Форрест Гамп получает шесть «Оскаров», в том числе за лучший фильм года (обойдя такого конкурента, как Криминальное чтиво Квентина Тарантино), лучшую мужскую роль (Хэнкс) и за лучшую режиссуру (Роберт Земекис).

Получив «Оскар», Земекис на три года прекращает снимать. Лишь летом 1997 выходит его новая работа, фантастическая драма Контакт, поставленная по бестселлеру Карла Сагана. В фильме органично сочетаются обычное стремление Земекиса к зрелищности и увлекательности с серьезным, действительно «научно-фантастическим» размышлением на тему «человек и Вселенная», поиска себя через научные открытия, неистребимого стремления личности к познанию окружающего мира. Контакт получает очень хорошую прессу, но Американская Академия Киноискусства, решив, что Земекису достаточно шести статуэток за Форреста Гампа, оставляет его новый фильм практически без наград.

Еще раз доказав свою страсть к новаторским и сложнейшим в постановочном плане проектам, Земекис во второй раз объединяется с актером Томом Хэнксом, обладателем премии «Оскар» за Форрест Гамп, на кинокартине Изгой, истории о современном Робинзоне Крузо, служащем почтовой компании, который в результате авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове и проводит на нем четыре года. Чтобы герой Хэнкса выглядел достовернее в конце фильма, после этих четырех лет, съемки Изгоя были разделены на две части. Съемки первой начались в январе 1999 и были завершены в апреле того же года, после чего работа над Изгоем была приостановлена на год. За это время Хэнкс, чтобы достовернее изобразить своего героя после лет лишений, похудел на 20 килограмм, а Земекис, используя практически ту же съемочную группу (исключая, разумеется, актеров), поставил мистический триллер Что скрывает ложь, с Харрисоном Фордом и Мишель Пфайффер в главных ролях, в котором отдал дань уважения творчеству одного из своих кумиров, режиссера Альфреда Хичкока. После чего вместе с похудевшим Хэнксом вернулся к работе над Изгоем. Таким образом в 2000 на экраны вышли сразу две кинокартины режиссера – Что скрывает ложь и Изгой. Но если Ложь – всего лишь мастерски поставленный жанровый образец, то стартовавший на Рождество 2000 Изгой – глубокое философское произведение, размышление на тему одиночества человека, созданное, безусловно, настоящим художником. К сожалению, Изгой был представлен на соискание «Оскара» всего по двум номинациям: за звук и лучшую мужскую роль (Том Хэнкс). Изгой, несомненно, войдет в историю как классика кино. Земекис – один их немногих режиссеров, который сочетает в своем творчестве драматическую глубину с внешней зрелищностью и техническим новаторством.

В 2004 должна состояться премьера новой работы, рождественской сказки Полярный экспресс, с Томом Хэнксом в главной роли.

<a href=РОБЕРТ ЗЕМЕКИС (в центре)" title="РОБЕРТ ЗЕМЕКИС (в центре)">РОБЕРТ ЗЕМЕКИС (в центре)

ФИЛЬМОГРАФИЯ (РЕЖИССЕРСКАЯ)

Лифт (The Lift, 1972); Поле чести (A Field of Honor, 1973); Я хочу взять тебя за руку (I Wanna Hold Your Hand, 1978); Подержанные автомобили (Used Cars, 1980); Роман с камнем (Romancing the Stone, 1984); Назад в будущее (Back to the Future, 1985); Удивительные истории (Amazing Stories, эпизод Иди к старосте класса/ Go to the Head of the Class, ТВ, 1985); Кто подставил Кролика Роджера? (Who Framed Roger Rabbit, 1988); Назад в будущее 2 (Back to the Future 2, 1989); Байки из склепа (Tales From the Crypt, ТВ-серии, эпизод, 1989); Назад в будущее 3 (Back to the Future 3, 1990); Байки о двух кулаках (Two-Fisted Tales, ТВ, эпизод Желтый/ Yellow, 1991); Смерть ей к лицу (Death Becomes Her, 1992); Джонни Баго (Johnny Bago, ТВ, эпизод, 1993); Форрест Гамп (Forrest Gump, 1994); Контакт (Contact, 1997); Что скрывает ложь (What Lies Beneath, 2000); Изгой (Cast Away, 2000); Полярный экспресс (The Polar Express, 2004).

Михаил Водопьянов

ЛИТЕРАТУРА

Gipe. Back to the Future. Berkley Pub Group, 1987
Norman Kagan. The Cinema of Robert Zemeckis. Taylor Pub., 2003

Яндекс.Метрика