Наука и техника: Астрономия

ХАББЛ, ЭДВИН ПАУЭЛЛ (Hubble, Edwin Powell) (1889–1953), американский астроном. Родился 20 ноября 1889 в Маршфилде (шт. Миссури). В 1910 окончил Чикагский университет. Затем два года изучал юриспруденцию в Оксфордском университете (Англия), работал адвокатом. В 1914 начал работать в Йеркской обсерватории, затем был сотрудником обсерваторий Маунт-Вилсон и Маунт-Паломар. Труды Хаббла положили начало современной внегалактической астрономии. В 1923 он обнаружил переменные звезды – цефеиды в Туманности Андромеды. Показал, что спиральные туманности являются галактиками, т.е. независимыми звездными системами, и находятся далеко за пределами Млечного Пути. Это означало, что наша Галактика – не единственная звездная система во Вселенной. В дальнейшем Хаббл исследовал множество таких туманностей, названных им внегалактическими. В 1925 составил первую подробную систему классификации галактик по форме и другим особенностям. Показал, что галактики распределены в пространстве равномерно, измерил их лучевые (радиальные) скорости. В 1929 обнаружил, что большинство галактик удаляется от нас, при этом между радиальными скоростями движения галактик и расстоянием до них имеется линейная зависимость (закон Хаббла). Это открытие послужило наблюдательной основой концепции расширяющейся Вселенной. Свои исследования Хаббл подытожил в получивших широкую известность книгах Мир туманностей (The Realm of the Nebulae, 1936) и Наблюдательный подход к космологии (The Observational Approach to Cosmology, 1937). Заслуги ученого отмечены множеством наград: медалью Барнарда (1935), медалью Брюс Тихоокеанского астрономического общества (1938), медалью Франклина Института Б.Франклина (1939), Золотой медалью Лондонского королевского астрономического общества (1940).

Умер Хаббл в Сан-Марино (шт. Калифорния) 28 сентября 1953.

Анатолий Засов