Наука и техника: Астрономия

ОЛЬБЕРС, ВИЛЬГЕЛЬМ (Olbers, Wilhelm) (1758–1840), немецкий астроном и врач. Родился 11 октября 1758 в деревне Арберген (близ Бремена). Изучал медицину в Гёттингенском университете. Математические и астрономические знания приобрел самостоятельно. В 1777 вычислил и наблюдал солнечное затмение. В 1780 открыл комету; позже обнаружил еще несколько комета, а открытая им в 1815 комета была названа его именем (периодическая комета 13P Ольберса). В 1781 стал практикующим врачом в Бремене, достигнув впоследствии весьма солидного положения. В том же году в верхнем этаже своего дома оборудовал обсерваторию, где начал регулярно проводить астрономические наблюдения. В 1797 опубликовал новый способ определения орбит комет. В 1802 на основании вычислений К.Ф.Гаусса обнаружил первую малую планету (Цереру), открытую в 1801 Дж.Пиацци, но вскоре потерянную. Продолжая наблюдения, в 1802 открыл вторую малую планету (Палладу), в 1807 – четвертую (Весту). Предложил гипотезу о происхождении малых планет в результате разрыва большой планеты, обращавшейся некогда между орбитами Марса и Юпитера.

В 1811 Ольберс высказал предположение, что причиной появления у комет хвостов и их вытягивания в сторону от Солнца служит отталкивающая сила самого Солнца, которая, возможно, имеет электрическую природу. В 1832 Ольберс предсказал по своим наблюдениям и расчетам, что Земля пройдет через хвост кометы Биела. Это известие вызвало большое волнение в Европе, однако никаких заметных эффектов этот пролет не вызвал.

В 1833 наблюдался великолепный «звездный дождь» с радиантом в созвездии Льва. Подобное явление наблюдалось А.Гумбольдтом во время его путешествия по Южной Америке в 1799. В 1837 Ольберс предположил, что это явление имеет периодический характер и связано с движущимся по орбите плотным роем космических частиц. Он предсказал, что через 34 года звездный дождь Леонид должен повториться, и это действительно случилось.

Ольберс был членом Лондонского королевского общества (1804) и Парижской Академии наук (1810).

Умер Ольберс в Бремене 2 марта 1840.

<a href=ВИЛЬГЕЛЬМ ОЛЬБЕРС" title="ВИЛЬГЕЛЬМ ОЛЬБЕРС">ВИЛЬГЕЛЬМ ОЛЬБЕРС