ЦЕПЬ МЕХАНИЧЕСКАЯ, гибкое изделие, состоящее из соединенных последовательно жестких звеньев, изготавливаемых обычно из металла. Цепи различаются по назначению: грузовые для обвязки, подвески, подъема и удержания грузов; тяговые для перемещения грузов; приводные для передачи движения. Старейший тип грузовой и тяговой цепи представляет собой набор сварных овальных звеньев из круглого прутка. Мощные ее разновидности служат якорными цепями кораблей. Раньше такие цепи применяли и в заводских подъемных кранах, но теперь их вытеснили более гибкие тросы меньшего диаметра; однако на цепях до сих пор делают блоки некоторых используемых от случая к случаю ручных лебедок. Именно в таких средствах малой механизации впервые появился непроскальзывающий шкив колесо с углублениями по ободу, в которые попадают звенья цепи. Существуют цепи и с менее ответственными сочленениями уплощенных звеньев, например, в маломощных приводных механизмах или в медленных скребковых и ковшовых конвейерах; на рис. 1 и 2 показаны сочленения такого рода. На рис. 3 и 4 изображены два типа узлов цепной передачи мощных приводных механизмов, работающих с большей скоростью; цепные передачи, выполненные по таким схемам, отличаются прочностью и никогда не проскальзывают; их стараются использовать почти во всех видах коротких трансмиссий, кроме тех, в которых более эффективна ременная передача.
Рис. 1. КРЮЧКОВАЯ ЦЕПЬ (ВОКАНСОНА)Рис. 2. ШАРНИРНАЯ КАЛИБРОВАННАЯ ЦЕПЬРис. 3. ПЛАСТИНЧАТАЯ ЦЕПЬ И ЗВЕЗДОЧКАРис. 4. ПЛАСТИНЧАТАЯ ЗУБЧАТАЯ ЦЕПЬ И ЗВЕЗДОЧКА ЛИТЕРАТУРАТалевые канаты и приводные цепи (спр.). М., 1970
Ивашков И.И. Шарнирные пластинчатые цепи. М., 1976