Главные философские сочинения Тай цзи ту шо (Изъяснение Плана Великого предела, русский перевод И.Я.Бичурина, 1832; Н.Зоммера, 1851; В.А.Кривцова, 1958; Е.А.Торчинова, 1982; В.Е. Еремеева, 1993) и Тун шу (Книга проникновения), или И тун (Проникновение в «Перемены»; русский перевод Н.Я.Бичурина, 1832). Ортодоксальной считается их текстологическая и идейная трактовка в комментарии Чжу Си (11301200),утвердившего и атрибуцию Тай цзи ту шо, в которой сомневался его современник Лу цзююань (11391193), указывавший на принципиальное отличие этого трактата И тун. В период правления династии Мин (13681644) творческое наследие Чжоу Дуньи было сведено воедино и сопровождено пояснительными текстами в собрании сочинений, которое в дальнейшем фигурировало под тремя синонимичными названиями: Чжоу-цзы цюань шу (Полное [собрание] письмен философа Чжоу), Чжоу Ляньси цзи (Собрание [сочинений] Чжоу Ляньси) и Чжоу Юань-гун цзи (Собрание [сочинений] Чжоу-князя Изначального).
Тай цзи ту шо представляет собой сжатый, но содержательный комментарий к графической схеме («Плану Великого предела»), производной от аналогичных схем У цзи ту (Плана Беспредельного, или Плана Предела отсутствия/небытия) даоса Чэнь Туаня (10 в.) и Тай цзи сянь тянь чжи ту (Преднебесного плана Великого предела) из входящего в Дао цзан (Сокровищницу дао) даосского трактата, созданного не позднее середины 8 в., Шан фан да дун чжэнь юань мяо цзин ту, (Планы чудесного канона высочайшего и величайшего в истинное начало), одним из источников которых был первый канон даосской алхимии [Чжоу и] цань тун ци (Триединое согласие [«Чжоуских перемен»], или Единение триады согласно «Чжоу и») Вэй Бояна (2 в.). По Тай цзи ту шо, все многообразие мира: силы инь ян, «пять элементов» (у син1, в трактате названы «пятью пневмами» — у ци, см. ЦИ-ПНЕВМА), четыре времени года и вплоть до «тьмы вещей» (вань у), а также добро и зло (шань э), «пять постоянств» (у чан), названы «пятью природами» у син3, и вплоть до «тьмы дел» (вань ши, см. ЛИ-ПРИНЦИП; У-ВЕЩЬ; ВЭЙ-ДЕЯНИЕ), исходит из «Великого предела» (тай цзи). Тот в свою очередь следует за «Беспредельным», или «Пределом отсутствия/небытия» (у цзи). Термин «у цзи», допускающий двоякое понимание, возник в изначальном даосизме (Дао дэ цзин. § 28), а коррелятивный ему термин «тай цзи» в конфуцианстве (Си цы чжуань, I, 11). Чжу Си (12 в.) истолковал сопряжение этих гетерогенных терминов как их синонимичное употребление, обозначающее сущностное тождество «Великого предела» и неисчерпаемой первозданности бытия («Беспредельного»). Однако его оппонент Лу Цзююань утверждал, что здесь выражена даосская идея первичности «отсутствия/небытия» (ср. Дао дэ цзин, § 40) и поэтому Тай цзи ту шо не мог быть написан ревностным конфуцианцем Чжоу Дуньи. Порождающая функция «Великого предела» реализуется через взаимообусловливающие и сменяющие друг друга «движение» и «покой» (цзин2, см. ДУН ЦЗИН). Последнему принадлежит приоритет, что совпадает с принципами и формулами изначального даосизма (Дао дэ цзин, § 37; Чжуан-цзы, гл. 13). Для человека безреагентная и неподвижная сущность мироздания, т.е. «у цзи», проявляется в качестве «подлинности/искренности» (чэн1). Эта категория, совмещающая онтологический («путь Неба», см. ДАО) и антропологический («путь человека») смысл, была выдвинута первыми конфуцианцами (в Мэн-цзы, Чжун юне, Сюнь-цзы, 43 вв до н.э.), а в Тун шу заняла центральное место. Определяющая высшее благо (чжи шань) и «совершенномудрие» (шэн1) «подлинность/искренность» в идеале требует «главенства покоя» (чжу цзин), то есть отсутствия желаний, мыслей, деяний. Главное теоретическое достижение Чжоу Дуньи сведение важнейших конфуцианских категорий и связанных с ними концепций в универсальную (от космологии до этики) и чрезвычайно простую, основанную прежде всего на Чжоу и мировоззренческую систему, в рамках которой получила освещение не только конфуцианская, но и даосско-буддийская проблематика.
Бичурин Н.Я. Изображение Первого начала, или О происхождении физических и нравственных законов. Московский телеграф, 1832, ч. 48, № 2123
Зоммер Н. Об основаниях китайский философии. Ученые записки Казанского университета за 1851 г. Т. 1
Кривцов В.А. Китайский космогонический трактат XI века. Вопросы философии, 1958, № 12
Еремеев В.Е. Чертеж антропокосма. М., 1993
Буддийский взгляд на мир. СПб, 1994
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994
Голыгина К.И. «Великий предел». Китайская модель мира в литературе и культуре (IXIII вв.). М., 1995
Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб, 1998