Учение Ван Гэня, концентрирующееся вокруг проблем Да сюэ, можно отнести к сфере этико-социальной антропологии. Взяв в качестве основополагающего понятия «выверение вещей» (гэ у), Ван Гэнь истолковывал его как индивидуальную «установленность в высшем благе» («установку на совершенном добре»), т.е. установление правильной, гармонической связи между субъектом «личностью/телом» (шэнь2) и объектом обществом и миром. Трактовка этой связи зиждется на трех кардинальных идеях: 1) «единотелесности» (и ти) организмической Вселенной, единства личности и дао; 2) центральной роли человека в мироздании, а личности в обществе; 3) «взаимности» (шу3) как универсальной основе человеческих отношений. Каждый человек должен сохранять (бао) в естественном совершенстве не только свое «сердце», исполненное «благосмыслия» (лян чжи) (см. ВАН ЯНМИН), или «сиятельной мудрости» (мин чжэ), но и «личность/тело», являющуюся мерой («угольником») для всех уровней социальности (семьи, государства, Поднебесной). Любое воздействие на общество и мир возможно лишь посредством воздействия на самого себя; это воздействие, сказавшись на объекте, эхом возвращается к субъекту. Ван Гэнь проповедовал своеобразный «разумный эгоизм», исключавший и жертвенный альтруизм, и эгоцентрическое себялюбие: подлинная любовь к себе неотделима от любви к людям. В этой проповеди слышны моистские мотивы (см. МОИЗМ), но без самоограничительного ригоризма. За то, что Ван Гэнь придавал «слишком» большое значение чувственным желаниям, он подвергся критике со стороны янминиста Лю Цзунчжоу (1617 вв.). Считая человеческую «природу» (син1) способной «спонтанно» (цзы жань) и в «обыденных условиях» (бай син жи юн) «доводить благосмыслие до конца» (чжи лян чжи), Ван Гэнь с наибольшей радикальностью в конфуцианстве развил тезис о возможности для каждого человека стать «совершенномудрым» (шэн жэнь). «Путь совершенномудрых не выходит за обыденные условия», поэтому «когда вдоволь еды и одежды, расцветают благопристойность (ли2) и должная справедливость (и1)». Ван Гэнь выступал за уравнительное (пин цзюнь) распределение государственной и целинной (не находящейся в частном владении) земли.
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994