Дело жизни Дасгупты пятитомная История индийской философии, первый том которой вышел в 1922, а последний посмертно в 1955. Дасгупта привлек максимальное количество источников (в том числе рукописных) на санскрите, пали, пракритах и других индийских языках, получая материалы со всей Индии, и включил в свой труд фундаментальные сведения по истории индийских религий и науки. Главные достижения Дасгупты открытие неизвестных и систематическое описание малоизвестных традиций мысли типа южных шиваитских школ, уточнение общеиндийского философского наследия в текстах медицинской и других научных традиций (прежде всего, особой версии учения санкхьи по Чарака-самхите (раздел IV Шарира-стхана), сопоставляемой им с версией санкхьи по Панчашикхе Махабхарата, детальное описание дуалистической веданты Мадхвы (двайта-адвайта), «чистого монизма» Валлабхи (шуддхадвайта) и других направлений нешанкаровской веданты.
В Индийском мистицизме (1927) Дасгупта прослеживает мистические слои в ведийских гимнах, Упанишадах, йоге, буддизме и индуистском движении бхакти. Мистика в его трактовке не только близкое общение адепта с Божеством, но основание религии как таковой. Исторический вектор индийского мистицизма рассматривается в направлении от экстравертной ритуалистической мистики брахманизма к интравертной созерцательной мистике Упанишад; упадок мистицизма Дасгупта связывает с культивированием чувства преклонения перед «избранным божеством» в бхактических движениях, которым принадлежит, однако, заслуга противодействия кастовому менталитету и предрассудкам «классического индуизма».
В посмертно опубликованной книге Религия и рациональное мировоззрение (1954) Дасгупта подвергает критическому анализу наиболее известные концепции религии и ее соотношения с моралью, психологией, наукой и обществом.
См. также БУДДА И БУДДИЗМ; БХАКТИ; ВАЛЛАБХА; ВЕДЫ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; ИНДУИЗМ; МАДХВА; ЧАРАКА-САМХИТА.