Самые ранние экслибрисы в Европе датируются началом 16 в., в России началом 18 в. До начала 19 в. были распространены суперэкслибрисы оттиски на переплете или на корешке книги: их изготовление стоило дорого, поэтому впоследствии их вытеснил бумажный экслибрис.
В 1617 вв. были распространены богато орнаментированные гербовые книжные знаки, родственные рисованными изображениями гербов на средневековых рукописях (гербовый экслибрис); орнаменты, включающие инициалы владельца книги (вензелевый экслибрис); сюжетный экслибрис, состоящий из атрибутов, эмблем, архитектурных мотивов, фигур, характеризующих вкусы владельца.
В начале 18 в. в экслибрисах использовались геральдические мотивы и плотный рисунок. Позже английский дизайнер мебели Т.Чиппендейл начал создавать легкие причудливые варианты книжных знаков. В его стиле выполнены экслибрисы книг, принадлежавших Дж.Вашингтону. Для более поздних экслибрисов характерно использование лент, гирлянд, а также пейзажей и сюжетных сцен.
Экслибрисы гравируются на дереве, меди, линолеуме, изготавливаются цинкографическим и литографическим способами. Наиболее подходящим материалом для оттисков являются специальные разновидности бумаги, но лучшей считается японская.
Прекрасные образцы экслибрисов можно видеть в мемориальных и специальных книжных собраниях, в частных, публичных и академических библиотеках. Сейчас во многих учреждениях экслибрисы заменяются оттисками штампов для охраны прав собственности.Экслибрисы создавали такие известные европейские мастера как Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах, Ганс Гольбейн (младший), позднее Франсуа Буше, Уильям Хогарт, Макс Клингер, Обри Бёрдсли, Анри Матисс, Франс Мазереель, Вернер Клемке. В России экслибрисами занимались А.Н.Бенуа, В.А.Фаворский, П.Я.Павлинов, Е.Е.Лансере, Д.И.Митрохин.