ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ААЛТО, АЛВАР
ААЛТО, АЛВАР (Aalto, Alvar) (1898–1976), финский архитектор, представитель функционализма, близкого органической архитектуре.Родился в Куортане (центральная Финляндия) 3 февраля 1898 в семье инженера-геодезиста. Занятия в Политехническом институте Хельсинки были в 1918 прерваны войной за независимость страны (или «финской гражданской войной»), в которой Аалто принял активное участие на стороне «белофиннов».
АББАТСТВО
АББАТСТВО (от лат. abbas – аббат, настоятель монастыря) – католический монастырь, принадлежащий какому-либо монашескому ордену, объединяет монахов, которые живут по единому уставу (правилам).
АБСТРАКЦИОНИЗМ
АБСТРАКЦИОНИЗМ (лат. abstractio – удаление, отвлечение) – беспредметное, нефигуративное искусство – форма изобразительной деятельности, не ставящая своей целью имитацию или отображение визуально воспринимаемой реальности. Абстрактная живопись, графика, скульптура исключают ассоциации с узнаваемыми предметами. Истоки абстрактной живописи и время создания первой абстрактной картины не установлены.
АВАНГАРД РУССКИЙ
АВАНГАРД РУССКИЙ (от фр. avant-garde – передовой отряд). Термин «авангард», обозначающий новаторские явления, порывающие с классической преемственностью в искусстве и литературе, входит в употребление во Франции в середине 19 в. В 1885 французский публицист, историк искусства Теодор Дюре публикует серию статей об импрессионистах под названием Критика авангарда.
АВЕРКАМП, ХЕНДРИК
АВЕРКАМП, ХЕНДРИК (Avercamp, Hendrik) (1585–1634), нидерландский художник, мастер зимнего пейзажа.Родился в Амстердаме 25 января 1585. Вскоре семья вернулась в Кампен (провинция Оверэйссел), где его отец содержал аптеку. Был от рождения немым – отсюда его прозвище (Stomme van Campen, «немой из Кампена»). Учился у П.Исакса в Амстердаме. В 1613 совершил поездку в Италию. Испытал большое влияние фламандского маньеристического пейзажа (Г.
АВЕТИСЯН, МИНАС
АВЕТИСЯН, МИНАС (1928–1975), армянский художник. Родился в селе Джаджур (Ахурянский район) 20 июля 1928 в крестьянской семье. Занимался в Ереванском училище имени Ф.Терлемезяна (1947–1952), Ереванском художественно-театральном институте (1952–1954) и ленинградском Институте живописи, ваяния и зодчества имени И.Е.Репина (1952–1954), где одним из его главных учителей был Б.В.Иогансон.
АГАМ, ЯКОВ
АГАМ, ЯКОВ (наст. имя и фамилия Яков Гипштейн) (р. 1928), израильский художник, один из лидеров кинетического искусства.Родился в Ришон Лезионе (Палестина) 11 мая 1928 в семье раввина, выходца из России. В юные годы получил традиционное еврейское религиозное образование. Затем учился в Школе искусств «Бецалель» в Иерусалиме (1947–1948), занимался в художественных училищах Цюриха (1949–1951) и Парижа (1951).
АГИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ
АГИН, АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ (1817–1875), русский художник-график. Родился в Новоржевском уезде Псковской губернии. Будучи незаконнорожденным (сыном помещика А.П.Елагина), получил, согласно обычаю, усеченную фамилию отца. Перебравшись в 1834 в Петербург, в том же году поступил в Академию художеств, где его наставником был К.П.Брюллов.
АГОРА
АГОРА (от гр. «агиро» – складываю) – рыночная площадь античного города, центр общественной, экономической, судебной, политической жизни. Традиционное месторасположение – центр города под открытым небом, была окружена зданиями святилищ города, торговыми рядами. Самой знаменитой является Агора Афин, расположенная недалеко от Акрополя. С юга она граничит со скалой Ареопага, с запада – с холмом Агоры и храмом Гефеста.
АГОРАКРИТ
АГОРАКРИТ, греческий скульптор 5 в. до н.э., уроженец острова Парос, по стилю близкий своему учителю Фидию. Два самых знаменитых его произведения – культовая статуя богини Немесиды в ее святилище в Рамнунте в Аттике (ок. 430–420 до н.э.) и статуя Матери богов в Афинах – приписывались иногда Фидию. Из упоминаемых античными авторами произведений лишь статуи Зевса-Аида и Афины в Коронее (Беотия) несомненно принадлежали Агоракриту.
АДАМ, РОБЕРТ
АДАМ, РОБЕРТ (Adam, Robert) (1728–1792), шотландский архитектор и градостроитель, старший из четырех братьев. Родился 3 июля 1728 в Керколди (Файфшир). Братья Роберт и Джеймс Адам являются представителями классицизма, мода на который в конце 18 в. охватила всю Англию и оказала заметное влияние на архитектуру Америки.Роберт Адам учился в Эдинбургском университете, затем изучал архитектуру, по-видимому, у своего отца.
АДАМС, АНСЕЛЬ
АДАМС, АНСЕЛЬ (Adams, Ansel) (1902–1984), американский фотограф, мастер пейзажа.Родился в Сан-Франциско 20 февраля 1902. Получив музыкальное образование, вплоть до 1930 зарабатывал на жизнь как пианист-преподаватель. Первоначально занимался фото в виде хобби, находясь на службе в Йосемитском национальном парке в горах Сьерра-Невада (1920–1927). Под воздействием П.Стрэнда решил к концу 1930-х годов сделать фотоискусство главной своей профессией.
АДРИАНОВ ВАЛ
АДРИАНОВ ВАЛ – знаменитое оборонительное сооружение времен Древнего Рима на территории современной Великобритании. В 122 император Адриан (76–138) отдает приказ о возведении грандиозной стены в Северной Британии, которая должна была очертить границы Империи, и уберечь ее от набегов варварских племен. Работами по строительству руководил наместник римской Британии Платорий Непот.
АЙВАЗОВСКИЙ, ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ
АЙВАЗОВСКИЙ, ИВАН КОНСТАНТИНОВИЧ (1817–1900), русский художник. Родился в Феодосии 17 (29) июля 1817 в семье армянского предпринимателя. Учился в петербургской Академии художеств у М.Н.Воробьева (1833–1839). В качестве «пенсионера» Академии работал в Крыму (1838–1840), Италии (1840–1844), посетил также Францию, Англию и ряд других стран.
АКВАРЕЛЬ
АКВАРЕЛЬ, 1) краски, растворимые в воде, в которых в качестве связующего вещества используется растительный клей, казеин или гуммиарабик; 2) техника живописи акварельными красками или произведение, выполненное в этой технике. Растворимыми в воде красками являются также темпера, в которой связующим служит яичный желток, и гуашь – краски, приготовленные на основе растительного клея (камеди).
Яндекс.Метрика