ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ААЛТО, АЛВАР (Aalto, Alvar) (1898–1976), финский архитектор, представитель функционализма, близкого органической архитектуре.

Родился в Куортане (центральная Финляндия) 3 февраля 1898 в семье инженера-геодезиста. Занятия в Политехническом институте Хельсинки были в 1918 прерваны войной за независимость страны (или «финской гражданской войной»), в которой Аалто принял активное участие на стороне «белофиннов». Получив диплом архитектора (1921), работал в Ювяскюля и Турку. Переехав в 1933 в Хельсинки, организовал свою собственную фирму «Артек» (1935). В 1924 женился на Айно Марсио, тоже архитекторе по профессии, которая была его постоянным соавтором вплоть до своей кончины в 1949.

Элегантная чистота его функционалистской манеры четко определилась в зданиях редакции газеты «Турун Саномат» в Турку (1927–1929), туберкулезного санатория в Паймио (1928–1933) и городской библиотеки в Вийпури (ныне Выборг; 1930–1935). Аалто ввел в зодчество Финляндии авангардный стиль, утвердившийся на фоне господствовавших здесь до сих пор модерна и классицизма (последнему он отдал дань в ранних своих вещах). Строгость линий и пространственных композиций соединилась в этих трех этапных постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Одним из таких образных акцентов стал волнообразный деревянный потолок выборгской библиотеки; волнистая курватура, зрительно связывающая стены и другие элементы здания с окружающей природой, с годами превратилась в характерную примету «фирменного стиля» Аалто. Другими приметами стали свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости, и постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами типа дерева, камня и кирпича. Благодаря всему этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой европейский (и более сдержанный) аналог творчеству Ф.Л.Райта. Знаменательно, что и первичные замыслы мастера, пронизанные внутренним романтизмом, рождались не на чертежной доске, а из свободных эскизов, порой принимавших вид красочных абстракций.

Упрочил свою репутацию, спроектировав финские павильоны для всемирных выставок в Париже (1937) и Нью-Йорке (1939–1940). Получив звание профессора Массачусетского технологического института (Кембридж, США), в 1940–1947 работал в основном в США. Среди его послевоенных чрезвычайно многочисленных построек выделяются Общественный центр в Сяюнатсало (1950–1952), Педагогический институт в Ювяскюля (1952–1957), комплекс Политехнического института в Отаниеми (1954–1969) и дворец «Финляндия» в Хельсинки (1967–1971). Строил также в США, ФРГ, Франции, Италии, Иране и других странах. Проявил себя и как замечательный, экологически чуткий градостроитель: особенно при возведении целлюлозного комбината в Суниле и прилегающего рабочего поселка (1936–1939; 2-я очередь 1951–1954). Радикально модернизировал облик церковного здания, пространственно раскрыв его к природе (церковь в Вуоксенниске, 1956–1958; и др.). По-своему архетипическими для скандинавского образа жизни стали спроектированные им загородные виллы (вилла «Майреа» в Нормарку, 1938–1939; и др.). Аалто (начиная с работ по меблировке санатория в Паймио) стоял и у истоков современного финского дизайна.

Занимал посты президента Союза финских архитекторов (1943–1958) и президента Академии Финляндии (1963–1968).

Умер Аалто в Хельсинки 11 мая 1976. Спроектированный Аалто Художественный музей в Ювяскюле (выстроенный в 1973) позднее был посвящен памяти зодчего.

См. также АРХИТЕКТУРА.

 

КАМПУС МАССАЧУСЕТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (Кембридж, США)КАМПУС МАССАЧУСЕТСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (Кембридж, США)

 

АЛВАР ААЛТО. Церковь. Риола, ИталияАЛВАР ААЛТО. Церковь. Риола, Италия

 

 

ЛИТЕРАТУРА

Гозак А.П. Алвар Аалто. М., 1976
Аалто А. Архитектура и гуманизм (сборник статей). М., 1978

 

 

 

Яндекс.Метрика