Как тип архитектурного сооружения сложилась в Китае, откуда распространилась во Вьетнам, Корею, Японию и другие страны, где распространен буддизм.
Строительным материалом для пагод служат дерево, кирпич, камень, металл.
Древнейшие из сохранившихся в Китае пагод, например Сунъюэсы на горе Суншань, датируемая 6 в., выстроены из камня, однако основные формы китайской архитектуры возникли из деревянных конструкций. Тонкие широко расставленные столбы поддерживают кронштейны, несущие балки кровли, глубокий вынос которых создает мощный горизонтальный акцент. Углы черепичных крыш слегка загнуты кверху.
По мере того как храмы увеличивались в размерах, к основному ядру добавлялись дополнительные ряды стоек, с помощью которых формировалась структура боковых галерей. Когда стали сооружать каменные пагоды, память о деревянных многоярусных конструкциях, где каждый ярус был увенчан собственной кровлей, сохранилась в горизонтальных полосах кладки. Китайские мастера умело использовали красоту деревянной текстуры, податливость резцу и цвет.
Японцы восприняли осевую композицию из китайской архитектуры, и древнейший из японских монастырей Ситэннодзи в Осаке (6 в.) повторяет в своей структуре устройство монастырей Китая. Галереи окружают прямоугольный двор. Ворота или вестибюль, устроенный в первой галерее, задают положение главной оси, на которой располагались пагода, зал Будды и второй многоколонный зал, завершавший ансамбль. Далее осевая композиция продолжается симметрично расположенными бассейнами и другими зданиями.
Буддизм проник на Корейский п-ов в 4 в. и был быстро воспринят в Трех государствах. Примером мастерства творцов буддийского искусства эпохи Силла служат замечательные каменные пагоды в храме Пульгукса.
См. также КИТАЙСКАЯ И ЯПОНСКАЯ АРХИТЕКТУРА.