КАМПАНЕЛЛА, ТОММАЗО (Campanella, Tommaso) (15681639), итальянский философ и поэт, родился в Стило (в Калабрии, Италия) 5 сентября 1568. В 15 лет стал монахом-доминиканцем, в школах ордена изучал труды Аристотеля, Фомы Аквинского, астрологию и каббалу. Прочитав работу Телезио
О природе вещей согласно ее собственным началам (
De rerum natura iuxta propria principia, 1565), выступил против аристотелевской философии и в защиту Телезио с книгой
Философия, доказанная при помощи чувств (
Philosophia sensibus demonstrata, 1591). Был арестован по обвинению в ереси, но вскоре выпущен; затем вновь арестован в 1593, но оправдан в 1596. В это время написал труды:
О христианской монархии (
De monarchia Christianorum, 1593);
Политический диалог против лютеран, кальвинистов и других еретиков (
Dialogo politico contra Luterani, Calvinisti e altri eretici, 1595). Арестованный вновь в 1599 по обвинению в заговоре против испанского режима в Неаполе, был осужден в 1602 к пожизненному заключению (провел в тюрьмах почти 27 лет), во время которого и написал главные философские работы, в частности
Защита Галилея (
Apologia pro Galileo, 1622),
Об ощущении вещей и магии (
De sensu rerum et magia, 1620),
Побежденный атеизм (
Atheismus triumphatus, 1631) и множество других, а также поэмы, мадригалы, сонеты и другие поэтические произведения, представленные в
Избранном (
Scelta, 1622). Кампанелла был освобожден в 1626, а в 1629 оправдан. Пытался донести свои идеи до папского двора. В 1634, испугавшись нового осуждения в связи с открывшимся заговором в Неаполе, бежал в Париж под покровительство Людовика XIII и кардинала Ришелье. Умер Кампанелла в Париже 21 мая 1639.
В своей философии Кампанелла пытался дать научное доказательство христианства исходя из чувственного восприятия и познания разумом самого себя. Вселенная есть смесь бытия с небытием; изменение порождается противоположными принципами любви и раздора. Все вещи обладают душой и чувствами каждая на своем уровне; все стремится к самосохранению; однако разумные существа могут достичь этого, только соединившись с Богом.
Политическая философия Кампанеллы в его Городе Солнца (La citta del Sole, 1602) содержит проповедь коммунистического, контролируемого с помощью принципов евгеники, общества, которым правят король-жрец и три государственных министра. Эта утопическая картина отражает мечту Кампанеллы об обращении всего человечества в католицизм и установлении мирового государства авторитарного типа под эгидой папской власти («монархия Мессии»).
ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА ЛИТЕРАТУРАКампанелла Т. Город Солнца. М., 1954
Штекли А.Э. «Город солнца»: утопия и наука. М., 1978