- ПАВАРОТТИ, ЛУЧАНО
- ПАВАРОТТИ, ЛУЧАНО (Pavarotti, Luciano) (19352007), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо. Среди достоинств пения Паваротти превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения.
- ПАГАНИНИ, НИККОЛО
- ПАГАНИНИ, НИККОЛО (Paganini, Niccolò) (17821840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства. Родился 27 октября 1782 в Генуе. Одиннадцатилетним мальчиком Паганини впервые выступил публично в Генуе, а в 1797, после краткого периода занятий в Парме с А.Роллой, совершил свое первое концертное турне.
- ПАДЕРЕВСКИЙ, ИГНАЦЫ ЯН
- ПАДЕРЕВСКИЙ, ИГНАЦЫ ЯН (Paderewski, Ignace Jan) (18601941), польский пианист, композитор, государственный деятель. Родился 18 ноября 1860 в с.Куриловка в Подолии (ныне на Украине). Хотя мальчик начал играть на фортепиано в возрасте трех лет и сочинять в семь лет, он развивался довольно медленно, занимаясь сначала у частных педагогов, а потом в Варшавском музыкальном институте (позднее преподавал там фортепиано).
- ПАИЗИЕЛЛО, ДЖОВАННИ
- ПАИЗИЕЛЛО, ДЖОВАННИ (Paisiello, Giovanni) (17401816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист. Родился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Учитель в иезуитской школе, которую посещал мальчик, убедил отца Джованни отправить сына в Консерваторию св.
- ПАЛЕСТРИНА, ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА
- ПАЛЕСТРИНА, ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА (Palestrina, Giovanni Pierluigi da) (ок. 15251594), итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в музыке второй половины 16 в. «золотого века» церковно-музыкального творчества. Палестрина родился ок. 1525 в городке Палестрина это название было присоединено к фамилии музыканта Пьерлуиджи.
- ПАРТИТА
- ПАРТИТА (итал. partita от лат. pars, «часть»). Буквально многочастное сочинение. Термин имеет несколько значений: 1) С конца 16 в. до начала 18 в. в Италии и Германии обозначение вариации в цикле вариаций. Название употреблялось И.С.Бахом для ряда его инструментальных сюит и Дж.Фрескобальди; 2) В 1718 вв. партита была равнозначна термину «сюита».
- ПАССАКАЛЬЯ
- ПАССАКАЛЬЯ (итал. passacaglia; исп. pasacalle, «уличная песня»). Источник жанра медленный танец в трехдольном размере, возможно, испанского происхождения. Позже пассакальей стали называться вариации на постоянно повторяющуюся тему, которая располагалась чаще всего в басу, но иногда и в других голосах. Таким образом, эта форма очень близка чаконе, а часто идентична ей. И пассакалья и чакона появляются в музыке для клавишных инструментов 17 в.
- ПАССИОНЫ (СТРАСТИ)
- ПАССИОНЫ (СТРАСТИ) (буквально «страсти»; от лат. passio, «cтрадание»). Произведение ораториального характера, в котором излагается история предательства Иуды, последние дни жизни Спасителя и его смерти на кресте; текст по одному из четырех евангелий. Пассионы были введены в церковный обиход в 4 в. и приурочивались к страстной неделе. На первых порах это было полупение-получтение на латинском языке в манере псалмодии.
- ПАСТОРАЛЬ
- ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, «пастушья музыка»). Пьеса в размере 6/8 или 12/8 с изящной задумчивой мелодией, рисующая картины природы или сцены сельской жизни, которую часто поддерживают тянущиеся звуки в басу, изображающие пастушью волынку.
- ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
- ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (19161995), русский композитор и педагог. Родился в Москве 12 (25) марта 1916. Сочинял с детства; после окончания железнодорожного училища поступил в музыкальный техникум, а затем в Московскую консерваторию, которую окончил в 1940 по классу композиции Н.Я.Мясковского.
- ПЕНДЕРЕЦКИЙ, КШИШТОФ
- ПЕНДЕРЕЦКИЙ, КШИШТОФ (Penderecki, Krzysztof) (р. 1933), композитор польского музыкального авангарда. Про его музыку говорили, что она «создана не из тонов, а из звуков». Главной задачей для Пендерецкого стало расширение звуковых средств нетрадиционным путем и как следствие достижение прямого эмоционального воздействия на слушателя.
- ПЕРГОЛЕЗИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА
- ПЕРГОЛЕЗИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА (Pergolesi, Giovanni Battista) (17101736), итальянский композитор. Родился 4 января 1710 в Ези (провинция Анкона). Главные творческие устремления Перголезе были связаны с оперой, и его Служанка-госпожа (La serva padrona, 1733) определила форму комической оперы на период до появления произведений Россини в этом жанре.
- ПЕРКИНС, КАРЛ
- ПЕРКИНС, КАРЛ (Perkins, Carl) (19321998), американский рок-певец, композитор.Родился в Типтонвилле (шт. Теннесси) 9 апреля 1932.
- ПЕРЛМАН, ИЦХАК
- ПЕРЛМАН, ИЦХАК (Perlman, Itzhak) (р. 1945), один из самых популярных скрипачей конца 20 в.; его игра отличается изяществом и своеобразием трактовок. Родился в Тель-Авиве 31 августа 1945; в возрасте четырех лет мальчик перенес полиомиелит, после которого у него отнялись ноги. И все же, даже не достигнув десятилетнего возраста, начал выступать с концертами по израильскому радио.
- ПЕСНЯ (РОМАНС)
- ПЕСНЯ (РОМАНС). В русском языке существует принципиальное различие между терминами «песня» и «романс»: первый относится прежде всего к фольклорным жанрам, а также к разным типам их обработок и модификаций в композиторском творчестве; второй к произведениям для голоса с аккомпанементом, преимущественно профессиональным и на профессиональные поэтические тексты, но иногда и к фольклорным (например, русский городской романс 19 в., являющийся популярной.
Культура и Образование: Музыка
Культура и Образование: Музыка