ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Музыка

ПАВАРОТТИ, ЛУЧАНО
ПАВАРОТТИ, ЛУЧАНО (Pavarotti, Luciano) (1935–2007), итальянский тенор, один из самых популярных у публики и безусловно признаваемых критикой оперных теноров в эпоху после Э.Карузо. Среди достоинств пения Паваротти – превосходная высокая постановка голоса; солнечный полетный тембр; на редкость совершенное вокальное мастерство и как следствие легкость звукоизвлечения.
ПАГАНИНИ, НИККОЛО
ПАГАНИНИ, НИККОЛО (Paganini, Niccolò) (1782–1840), итальянский скрипач и композитор, один из величайших виртуозов в истории мирового музыкального искусства. Родился 27 октября 1782 в Генуе. Одиннадцатилетним мальчиком Паганини впервые выступил публично в Генуе, а в 1797, после краткого периода занятий в Парме с А.Роллой, совершил свое первое концертное турне.
ПАДЕРЕВСКИЙ, ИГНАЦЫ ЯН
ПАДЕРЕВСКИЙ, ИГНАЦЫ ЯН (Paderewski, Ignace Jan) (1860–1941), польский пианист, композитор, государственный деятель. Родился 18 ноября 1860 в с.Куриловка в Подолии (ныне на Украине). Хотя мальчик начал играть на фортепиано в возрасте трех лет и сочинять в семь лет, он развивался довольно медленно, занимаясь сначала у частных педагогов, а потом в Варшавском музыкальном институте (позднее преподавал там фортепиано).
ПАИЗИЕЛЛО, ДЖОВАННИ
ПАИЗИЕЛЛО, ДЖОВАННИ (Paisiello, Giovanni) (1740–1816), итальянский композитор, автор комических опер, певец и инструменталист. Родился 8 мая 1740 в Таранто на Сицилии. Учитель в иезуитской школе, которую посещал мальчик, убедил отца Джованни отправить сына в Консерваторию св.
ПАЛЕСТРИНА, ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА
ПАЛЕСТРИНА, ДЖОВАННИ ПЬЕРЛУИДЖИ ДА (Palestrina, Giovanni Pierluigi da) (ок. 1525–1594), итальянский композитор, одна из крупнейших фигур в музыке второй половины 16 в. – «золотого века» церковно-музыкального творчества. Палестрина родился ок. 1525 в городке Палестрина – это название было присоединено к фамилии музыканта – Пьерлуиджи.
ПАРТИТА
ПАРТИТА (итал. partita от лат. pars, «часть»). Буквально – многочастное сочинение. Термин имеет несколько значений: 1) С конца 16 в. до начала 18 в. в Италии и Германии – обозначение вариации в цикле вариаций. Название употреблялось И.С.Бахом для ряда его инструментальных сюит и Дж.Фрескобальди; 2) В 17–18 вв. партита была равнозначна термину «сюита».
ПАССАКАЛЬЯ
ПАССАКАЛЬЯ (итал. passacaglia; исп. pasacalle, «уличная песня»). Источник жанра – медленный танец в трехдольном размере, возможно, испанского происхождения. Позже пассакальей стали называться вариации на постоянно повторяющуюся тему, которая располагалась чаще всего в басу, но иногда и в других голосах. Таким образом, эта форма очень близка чаконе, а часто идентична ей. И пассакалья и чакона появляются в музыке для клавишных инструментов 17 в.
ПАССИОНЫ (СТРАСТИ)
ПАССИОНЫ (СТРАСТИ) (буквально «страсти»; от лат. passio, «cтрадание»). Произведение ораториального характера, в котором излагается история предательства Иуды, последние дни жизни Спасителя и его смерти на кресте; текст – по одному из четырех евангелий. Пассионы были введены в церковный обиход в 4 в. и приурочивались к страстной неделе. На первых порах это было полупение-получтение на латинском языке в манере псалмодии.
ПАСТОРАЛЬ
ПАСТОРАЛЬ (франц. pastorale, «пастушья музыка»). Пьеса в размере 6/8 или 12/8 с изящной задумчивой мелодией, рисующая картины природы или сцены сельской жизни, которую часто поддерживают тянущиеся звуки в басу, изображающие пастушью волынку.
ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ
ПЕЙКО, НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ (1916–1995), русский композитор и педагог. Родился в Москве 12 (25) марта 1916. Сочинял с детства; после окончания железнодорожного училища поступил в музыкальный техникум, а затем в Московскую консерваторию, которую окончил в 1940 по классу композиции Н.Я.Мясковского.
ПЕНДЕРЕЦКИЙ, КШИШТОФ
ПЕНДЕРЕЦКИЙ, КШИШТОФ (Penderecki, Krzysztof) (р. 1933), композитор польского музыкального авангарда. Про его музыку говорили, что она «создана не из тонов, а из звуков». Главной задачей для Пендерецкого стало расширение звуковых средств нетрадиционным путем и как следствие – достижение прямого эмоционального воздействия на слушателя.
ПЕРГОЛЕЗИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА
ПЕРГОЛЕЗИ, ДЖОВАННИ БАТТИСТА (Pergolesi, Giovanni Battista) (1710–1736), итальянский композитор. Родился 4 января 1710 в Ези (провинция Анкона). Главные творческие устремления Перголезе были связаны с оперой, и его Служанка-госпожа (La serva padrona, 1733) определила форму комической оперы на период до появления произведений Россини в этом жанре.
ПЕРКИНС, КАРЛ
ПЕРКИНС, КАРЛ (Perkins, Carl) (1932–1998), американский рок-певец, композитор.Родился в Типтонвилле (шт. Теннесси) 9 апреля 1932.
ПЕРЛМАН, ИЦХАК
ПЕРЛМАН, ИЦХАК (Perlman, Itzhak) (р. 1945), один из самых популярных скрипачей конца 20 в.; его игра отличается изяществом и своеобразием трактовок. Родился в Тель-Авиве 31 августа 1945; в возрасте четырех лет мальчик перенес полиомиелит, после которого у него отнялись ноги. И все же, даже не достигнув десятилетнего возраста, начал выступать с концертами по израильскому радио.
ПЕСНЯ (РОМАНС)
ПЕСНЯ (РОМАНС). В русском языке существует принципиальное различие между терминами «песня» и «романс»: первый относится прежде всего к фольклорным жанрам, а также к разным типам их обработок и модификаций в композиторском творчестве; второй – к произведениям для голоса с аккомпанементом, преимущественно профессиональным и на профессиональные поэтические тексты, но иногда и к фольклорным (например, русский городской романс 19 в., являющийся популярной.
Яндекс.Метрика