ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Музыка

БАБАДЖАНЯН, АРНО АРУТЮНОВИЧ
БАБАДЖАНЯН, АРНО АРУТЮНОВИЧ (1921–1983), армянский композитор, пианист. Родился в Ереване 22 января 1921. В 1947 окончил Ереванскую консерваторию (класс композиции В.Г.Тальяна), в 1948 – Московскую консерваторию (класс фортепиано К.Н.Игумнова). В 1946–1948 брал уроки композиции у Г.И.Литинского в Доме культуры Армянской ССР в Москве и у В.Я.Шебалина в Московской консерватории.
БАГАТЕЛЬ
БАГАТЕЛЬ (франц. bagatelle «безделушка»). Небольшое инструментальное произведение (обычно для клавишных инструментов). Первым употребил это название Ф.Куперен, композитор позднего барокко; однако жанр получил достаточно широкое распространение в музыке 19 в. лишь после того, как Л.В.Бетховен создал свои багатели ор. 33, 119, 126.
БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
БАЛАКИРЕВ, МИЛИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ (1837–1910), русский композитор, пианист, дирижер, глава и вдохновитель прославленной «Пятерки» – «Могучей кучки» (Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков), которая олицетворяет собой национальное движение в русской музыкальной культуре 19 в.Балакирев родился 21 декабря (2 января 1837) в Нижнем Новгороде, в обедневшей дворянской семье.
БАЛАНЧИВАДЗЕ, МЕЛИТОН АНТОНОВИЧ
БАЛАНЧИВАДЗЕ, МЕЛИТОН АНТОНОВИЧ (1862–1937), грузинский композитор, основоположник грузинской композиторской школы. Родился в деревне Баноджа близ Кутаиси 12 (24) декабря 1862 в семье сельского священника. Обучался в духовной семинарии в Тбилиси, пел в хоре экзарха Грузии, был помощником регента. С 1880 пел в Тбилисском оперном театре (обладал красивым баритоном).
БАЛЛАДА
БАЛЛАДА (англ. ballad, нем. ballade, франц. ballade). По происхождению – плясовая песня. Уже в 13 в. английская баллада стала особой сольной песенной формой, и в последующие периоды этот жанр не претерпел существенных изменений. Ныне балладой именуется романтически-повествовательная, часто сентиментальная песня популярного типа.
БАЛЛАТА
БАЛЛАТА (итал. ballata). Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле (virelai, chanson balladée) – плясовой песни, исполнявшейся солистом или несколькими певцами. В 13 в. баллата была одноголосной, а в 14 в., в эпоху итальянского ars nova, она становится полифонической. Обычно баллата состоит из трех строф, по шести строк в каждой, с одноголосным рефреном, повторяющимся в начале и в конце строфы.
БАЛЛЕТТО
БАЛЛЕТТО (итал. balletto). Разновидность мадригала, вокальное сочинение танцевального характера, скорее аккордового, нежели полифонического склада; особенность жанра – введение в текст дополнительных «бессмысленных» слогов, типа «фа-ля-ля»: отсюда еще одно наименование жанра – «фа-ля», впервые отмеченное английским композитором и теоретиком Томасом Морли (1597).
БАНДЖО
БАНДЖО, струнный щипковый музыкальный инструмент с корпусом в виде бубна и длинной деревянной шейкой с грифом, на котором натянуто от 4 до 9 жильных струн. Т.Джефферсон упоминает о банджо в 1784; по-видимому, инструмент был завезен в Америку черными невольниками из Западной Африки, где его предшественниками были какие-то арабские инструменты. В 19 в.
БАРАБАН
БАРАБАН, общее название многочисленных ударных музыкальных инструментов, состоящих из полого цилиндрического корпуса с натянутой на него кожей (мембраной). По барабанам бьют руками, палками или специальными колотушками.Известно о существовании барабанов в древнем Шумере ок. 3000 лет до н.э.; о длительной истории развития инструмента свидетельствует и большое разнообразие его видов в наши дни.
БАРБЕР, СЭМЮЭЛ
БАРБЕР, СЭМЮЭЛ (Barber, Samuel) (1910–1981), американский композитор, родился 9 марта 1910 в Уэст-Честере (шт. Пенсильвания). Начал учиться музыке в возрасте шести лет и уже на первом году обучения обнаружил признаки композиторского дарования.
БАРИТОН
БАРИТОН, музыкальный термин, обозначающий: 1) мужской голос, по высоте средний между тенором и басом, обладающий большей гибкостью и разнообразием тембра, чем бас, и более мощный и сочный, чем тенор; 2) разновидность в семействах музыкальных инструментов, по высоте находящаяся между тенором и басом; 3) медный духовой инструмент, выполняющий в военных и духовых оркестрах примерно ту же роль.
БАРКАРОЛА
БАРКАРОЛА (итал. barcarolа). Инструментальная или вокальная пьеса, имеющая прототипом песни венецианских гондольеров (от итал. barca «лодка»). Баркарола обычно имеет спокойный темп и сочиняется в размере 6/8 или 12/8, с аккомпанементом, изображающим плеск волн за бортом гондолы.
БАРСОВА, ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА
БАРСОВА, ВАЛЕРИЯ ВЛАДИМИРОВНА (наст. фамилия Владимирова) (1892–1967), русская певица (лирико-колоратурное сопрано).Родилась в Астрахани 1(13) июня 1892 в семье типографского служащего. Окончила музыкальное училище в Астрахани. Пению обучалась у сестры – М.В.Владимировой. Окончила Московскую консерваторию по классам фортепиано (занималась у А.А.Ярошевского, затем у А.П.Островской) и сольного пения (класс У.А.Мазетти, 1919).
БАРТЕНЕВА, ПРАСКОВЬЯ (ПОЛИНА) АРСЕНЬЕВНА
БАРТЕНЕВА, ПРАСКОВЬЯ (ПОЛИНА) АРСЕНЬЕВНА (1811–1872), русская певица (сопрано).Родилась 13 (25) ноября 1811 в обедневшей дворянской семье. С 1824 (по другим данным с 1830) начала выступать на великосветских вечерах и благотворительных концертах и вскоре завоевала известность в Москве и Петербурге как салонная певица (в 1835 получила титул камер-фрейлины и придворной певицы).
БАРТОК, БЕЛА
БАРТОК, БЕЛА (Bartok, Bela) (1881–1945), венгерский композитор и пианист. Родился 25 марта 1881 в Надьсентмиклоше (ныне Сынниколаул-Маре, Румыния). Первоначальное музыкальное образование получил у матери и уже в десятилетнем возрасте выступил публично как пианист и композитор. В 1899 Барток поступил в Королевскую Венгерскую музыкальную академию в Будапеште, где занимался по классу фортепиано у И.Томана и композиции у Г.Кёслера.
Яндекс.Метрика