Во французской традиции этим термином обозначается средневековая форма, культивировавшаяся труверами музыкантами рыцарской эпохи на севере Франции. Французская баллада аналогична жанру канцоны в искусстве трубадуров Прованса и форме т.н. бара у немецких миннезингеров. В основе это строфическая сольная песня без аккомпанемента, обычно состоящая из трех строф, причем каждой строфе соответствует музыкальная структура ААВ и в каждой строфе последние две строки составляют рефрен неизменный для всех строф. Мастер французской школы 14 в. Гийом де Машо был одним из первых, кто ввел эту структуру в полифонические произведения. В 15 в. другие знаменитые мастера например, Гийом Дюфаи и Жоскен де Пре сочиняли полифонические баллады, и эта форма сохраняла свое значение на протяжении всего 16 в.
В немецкой традиции термин «баллада» относится к вокальным и инструментальным произведениям 19 в., основанным на романтических сюжетах, часто с вмешательством потусторонних сил: например, известная баллада Ф.Шуберта Лесной царь по Гёте. Фортепианные баллады лирико-драматического содержания не обязательно имеющие литературную программу, но подразумевающие некую романтическую коллизию, сочинялись Ф.Шопеном, И.Брамсом, Г.У.Форе.