ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Музыка

КАБАЛЕВСКИЙ, ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ
КАБАЛЕВСКИЙ, ДМИТРИЙ БОРИСОВИЧ (1904–1983), русский композитор и общественный деятель. Родился в Петербурге 17 (30) декабря 1904. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала «Советская музыка», в 1949–1952 руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве.
КАБАЛЬЕ, МОНТСЕРРАТ
КАБАЛЬЕ, МОНТСЕРРАТ (Caballé Montserrat), полное имя Мария де Монтсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье и Фолк (Maria de Montserrat Viviana Concepción Caballé i Folc) (р. 1933), испанская оперная певица. Ее голос стал величайшим сопрано Испании, он имеет и мягкость, и непревзойденную силу. Ее репертуар разнообразен, она пела итальянскую, испанскую, немецкую, французскую, чешскую и русскую музыку, в т.ч.
КАДЕНЦИЯ
КАДЕНЦИЯ, музыкальный термин, употребляемый в двух значениях: 1) свободная, виртуозная, богато орнаментированная вставка в музыкальное произведение, преимущественно в итальянской опере 17–18 вв. и в музыке 19 в. для солирующих инструментов; 2) более развернутая, но тоже вставная и выдержанная в духе импровизации форма.
КАЗАЛЬС, ПАБЛО
КАЗАЛЬС, ПАБЛО (Casals, Pablo) (1876–1973), испанский виолончелист, дирижер, композитор, один из самых ярких виолончелистов-виртуозов 20 в. Казальс родился 29 декабря 1876 в Вендреле, маленьком городке в Каталонии, к юго-западу от Барселоны. Первые уроки музыки получил у отца, органиста и педагога. К 12 годам мальчик уже овладел несколькими инструментами.
КАЛИННИКОВЫ, БРАТЬЯ
КАЛИННИКОВЫ, БРАТЬЯ, русский композиторы.Калинников, Василий Сергеевич (1866–1900/1901) родился в селе Воины Мценского уезда Орловской губернии 1 (13) января 1866 в семье мелкого чиновника; все предки по отцовской и материнской линиям были духовного звания.
КАЛЛАС, МАРИЯ
КАЛЛАС, МАРИЯ (Callas, Maria) (1923–1977), выдающаяся греческая оперная певица (сопрано), прославившаяся в период после Второй мировой войны. Яркостью пения и игры она произвела революцию на оперной сцене, преобразив в серьезную драму то, что обычно понималось как скучная оперная рутина.Мария Калойеропулос родилась 3 декабря 1923 в Нью-Йорке в смешанной греко-американской семье.
КАЛЛИОПА
КАЛЛИОПА, музыкальный инструмент, сконструированный в 19 в. в США и названный по имени музы эпической поэзии. Из парового котла под давлением нагнетается пар в трубки типа органных с диапазоном в несколько октав. Для игры используется клавиатура. Изобретенная с целью привлечения публики в плавучие театры и цирки, каллиопа отличалась громким пронзительным звучанием.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях – в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 в.
КАНОН
КАНОН (греч. kanon, «правило», «образец», «мерило»). Полифоническая пьеса, основанная на точной имитации: голоса вступают поочередно с той же темой. В ранних образцах жанра словом canon обозначалась ремарка в нотах, указывавшая на способ исполнения канона. Канонические приемы впервые получили развитие в формах 14 в. – рота (итал. rota, «колесо») и качча (итал. caccia, «охота»).
КАНЦОНА
КАНЦОНА (итал. canzone, «песня»). В 16 в. так называли светские многоголосные песни более простой структуры, чем мадригал. «Канцона» могла обозначать также инструментальную пьесу (canzonе de sonar, «песня для игры»). Инструментальная канцона аналогична по форме ричеркару или фантазии, отличаясь лишь более подвижным темпом. В опере 18–19 вв.
КАНЦОНЕТТА
КАНЦОНЕТТА (итал. canzonetta). Маленькая канцона. В конце 16–17 вв. Род небольшой многоголосной вокальной пьесы, легкой и подвижной, обычно танцевального характера. Канцонетта отличается простотой структуры, четкостью ритма. В числе авторов итальянской канцонетты – Дж. Гастольди, О.Векки, К.Монтеверди.
КАПРИЧЧИО, КАПРИЧЧО, КАПРИС
КАПРИЧЧИО, КАПРИЧЧО, КАПРИС (итал. capriccio, франц. сaprice – каприз, прихоть). Инструментальная пьеса совершенно свободной формы. Для каприччио типична причудливая смена эпизодов, настроений. В 16–18 вв. каприччио представляло собой полифоническое, фугированное произведение, подобное фантазии, ричеркару или канцоне («Capriccio sopra il cucu» Дж.Фрескобальди или каприччио из Второй клавирной партиты Баха). В 19 в.
КАРАЯН, ГЕРБЕРТ ФОН
КАРАЯН, ГЕРБЕРТ ФОН (Karajan, Herbert von) (1908–1989), всемирно известный дирижер. Основу его репертуара составляли сочинения немецких романтиков, особенно Бетховена и Вагнера, и Караян славился скрупулезно точными, безукоризненными интерпретациями их произведений.Караян родился 5 апреля 1908 в Зальцбурге, в семье музыкантов.
КАРЕТНИКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ
КАРЕТНИКОВ, НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1930–1994), русский композитор. Родился в Москве 28 июня 1930. После окончания Московской консерватории по классу В.Я.Шебалина (1953) вел жизнь «свободного художника», много работал в театре и в кино. На рубеже 1950–1960-х годов вошел в кружок молодых музыкантов-авангардистов, открывших для себя додекафонию (техника композиции на основе 12-тонового ряда, предложенная еще в начале 20 в. Арнольдом Шёнбергом).
КАРИЙОН
КАРИЙОН (карильон), набор разновысотных колоколов, обычно помещаемых на церковных или городских башнях и управляемых с помощью клавиатуры или автоматического механизма. В Западной Европе получил распространение с 15 в. Звуки всех колоколов образуют хроматическую гамму в диапазоне четырех и более октав. Колокола прочно закреплены и не раскачиваются (исключение составляют самые большие современные карийоны).
Яндекс.Метрика