Фатима сторонилась интриг, которые происходили среди женщин дома пророка. Но когда пророк привез новую жену иудейку Сафию, Фатима поддержала ее, помогая привыкнуть к новым условиям жизни. После смерти Мухаммада Фатима (также как и Али) предполагала, что именно ее супруг унаследует власть в общине и станет преемником Мухаммада. Однако этого не произошло. Когда Абу Бакр, выбранный халифом, пришел к Али, чтобы объясниться, то Фатима не пустила его. Позднее Абу Бакр отказал ей в праве наследовать доходы от оазиса Фаддак, который считался личной собственностью пророка.
В исламском календаре 20-й день месяца рамадана считается днем ее рождения, а третий день месяца джумада (вероятно 632) днем ее смерти. В жизнеописании пророка Фатиме уделено мало места. Это объясняется тем, что передатчики сюжетов были в основном из окружения Айши, самой молодой жены пророка.
Особо почитают Фатиму шииты, ибо для них образ Али в ряде случаев затмевает образ Мухаммада. Отсюда и эпитет Ум абихи, то есть «мать своего отца». В шиитской литературе можно встретить рассказы о совершаемых ею чудесах. Кроме того, ее называли Марьям аль-кубра, то есть «старшая (или величайшая) Марьям» в знак близости ее образа к образу христианской Девы Марии. Об этом свидетельствует еще один эпитет аль-Батул «девственница».
Более того, шииты, толкуя аллегорически Коран, считают, что о ней сказано в Коране (3:195; 55:19; 92:3). Согласно шиитской традиции именно Фатима в Судный день первой войдет в рай.
Ольга Бибикова
Массэ А., Ислам. М., «Наука», 1982
Chebel M. Dictionnaire des symbols musulmans. Rites, mystique et civilization. Paris, «Albin Michel», 1995