Главное творение Гальфрида написанная латинской прозой История королей Британии (Historia regum Britanniae, 11301138). Начиная с падения Трои (по преданию, 1180 до н.э.), История переходит к изложению последующей жизни Энея и двух поколений после него, но уделяет много больше места внуку Энея Бруту, якобы приведшему потомков плененных троянцев в Британию, названную его именем. Затем следует перечень королей, по большей части вымышленных, и древнейший из известных рассказ о короле Лире и трех его дочерях и о завоевании Рима бриттами, а также повествования о завоевании Британии Цезарем, об уходе римлян и о саксонском вторжении под водительством Хенгиста, о Луции, первом христианском короле Британии, о римских владыках, в том числе о Константине и его матери св. Елене, о предавшем бриттов Вортигерне и о Мерлине в седьмой книге Истории.
Около двух пятых произведения занято рассказом о короле Артуре: (см. также АРТУРОВСКИЕ ЛЕГЕНДЫ) о его рождении; о победах над саксонскими захватчиками; о завоевании всей северо-западной Европы и о поражении, нанесенном Артуру римским императором; об изменившем племяннике Модреде; о супруге короля Гиневре и об отбытии на остров Авалон в 542 до н.э. Труд завершается описанием обращения саксов в христианство св. Августином, окончательного переселения бретонцев в Бретань и пресечения бриттской царственной линии в 689, когда умер Кадваладрус, сын Кайдваллы. Известны три варианта Истории, опубликованы два.
Важнейший для Гальфрида источник История бриттов Ненния (ок. 800). Он пользовался также сочинением бретонца Гильдаса О падении Британии (6 в.) и историями своих современников Вильяма Мальмсберийского и Генриха Хантингдонского и многое почерпнул из Церковной истории англов Беды Досточтимого; использовались также Энеида Вергилия, Библия, валлийские родословные, жития святых, другие латиноязычные исторические труды и предания, не связанные с британской историей. При всем этом Историю трудно посчитать ученым трудом. Нет веских оснований верить, что многое перенесено в нее из старинных преданий или народных сказаний. До эпохи Мильтона сочинение воспринимали как более или менее подлинную историю; позднейшим английским писателям оно служило источником сюжетов. Известно еще одно сочинение Гальфрида написанная не ранее 1148 латинским гекзаметром поэма Жизнь Мерлина.
Гальфрид Монмутский. История бриттов; Жизнь Мерлина. М., 1984
Алексеев М.П. ЛИТЕРАТУРА средневековой Англии и Шотландии. М., 1984