Основная структура христианского литургического календаря сложилась в 14 вв. Отсчет времени в литургическом годе велся от Пасхи, которой предшествуют сорокадневный Великий пост (рассчитываемый по-разному), воспоминание Входа Господня в Иерусалим («Пальмовое», или «Вербное» воскресенье) и Христовых Страстей (в Страстную седмицу). На сороковой день после Пасхи празднуется Вознесение Господне, а еще через 10 дней Пятидесятница (в Православной церкви этот праздник называется еще Днем Св. Троицы). К этому циклу Западная церковь в Средние века прибавила праздники Троицы (первое воскресенье после Пятидесятницы) и Тела Господня Corpus Domini (четверг после праздника Троицы). Кульминацией другого древнего богослужебного цикла, начинавшегося с Адвента, были праздники Рождества Христова и Богоявления; этот цикл завершался между 18 января и 21 февраля, когда, с воскресенья, называемого Семидесятницей (Septuagesima), начиналось приготовление к следующей Пасхе. Древние христиане праздновали также годовщины смерти мучеников, к которым со временем прибавились дни памяти других святых.
Календарь на отдельный год состоит из трех частей и включает в себя гражданский календарь (в Восточных церквах обычно юлианский, а на Западе григорианский); два литургических круга, пасхальный и рождественский; список дней памяти святых, а также перечень постов, соблюдаемых в соответствии с канонами данной церкви или обряда.
Рашковский Е.Б. С высоты Востока... Двунадесятый праздничный цикл в православном богослужении. М., 1993
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 13. М., 19931995