ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Религия

МАГИЯ (лат. magia), попытка человека достичь определенной цели с помощью действий и обрядов, основанная на вере в возможность подчинения его воле природных или сверхъестественных сил. Все народы мира в древности и в Средние века разделяли веру в мистические силы, влияющие на окружающий мир, но для разных территорий существовали различия в магической практике. Некоторые магические действия характерны преимущественно для Старого Света, например такие, как похищение и уничтожение обрезков ногтей или волос намеченной жертвы, втыкание булавок в ее изображение с целью причинить вред, вызвать ее болезнь или смерть; приготовление приворотного зелья; произнесение магических формул (например, молитвы задом наперед). Гадание в некоторых своих формах также было магическим актом, не выходившим за пределы Старого Света. Обычай же нацеливать косточку в сторону вражеского лагеря был характерен для австралийских аборигенов. В водуизме стран Карибского региона по сей день сохраняется немало колдовских обрядов подобного рода, принесенных в свое время из Африки черными рабами.

В каждой культуре обычно имелся собственный набор магических действий, поскольку использование иных приемов не давало уверенности в том, что желаемая цель будет достигнута. О действенности магии судили по ее результатам; если их не было, то считалось, что причиной тому либо ответные магические действия, либо недостаточная сила проделанного магического обряда. Иногда магические акты производились лишь ради демонстрации; с помощью волшебного искусства – того, что сейчас мы бы назвали иллюзионизмом, – маги и знахари демонстрировали свою власть над оккультными силами перед восприимчивыми и легко поддающимися внушению зрителями.

Магия как вера в сверхъестественное влияние на человеческие дела в большой мере воздействовала на способ мышления всех первобытных народов. Существовала, однако, значительная разница между по сути дела обыденным, естественным обращением одних народов, например, меланезийцев, к магии в любой ситуации и относительно равнодушным отношением к ней других, как американских индейцев. Тем не менее, стремление избегать неудачи и достигать желаемого свойственно всем людям, что, в соответствии с образом мышления, утвердившимся в данной культуре, иной раз находит выход в магических действиях. Даже в западном мире, где со Средневековья магия постепенно сходила на нет, вытесняемая христианством (особенно с началом эпохи рационализма и его интересом к исследованию истинных причин и следствий), она оставила свой след. Тенденция верить в магию и магические действия проявляется, например, в ощущении, что лозунг, повторенный много раз, может стать реальностью. «Процветание – прямо за углом» – известная фраза времен американской депрессии 1930-х годов, когда многим людям казалось, что она каким-то чудесным образом заставит ход вещей измениться. Магия – это своего рода способность принимать желаемое за действительное; психологически она основывается на жажде исполнения желаний, на попытке соединить то, что в реальности не имеет связи, на потребности в каком-то действии для снятия эмоционального стресса.

Колдовство. Распространенной формой магии было колдовство. В первобытных сообществах индивидуальная инициатива и отступления от обычаев нередко вызывали подозрения. При малейшем предположении, что избыток магической силы какого-то человека мог быть использован в личных целях, ему предъявлялись обвинения в колдовстве, что, как правило, усиливало в обществе ортодоксальность. Практика колдовства была распространена преимущественно в Европе, Африке и Меланезии; относительно редко она встречалась в Северной и Южной Америке и Полинезии. Ведьма или колдун обычно считались злобными и враждебными людям, вследствие чего их остерегались; но порою колдунью могли пригласить для какого-нибудь доброго дела, например, для оберега скота или для приготовления любовных снадобий. Сила воздействия веры в колдовство заключается в способности самой жертвы к самовнушению с вытекающими отсюда физическими и психическими нарушениями, в частности, истерией.

В христианской Европе людей, занимающихся колдовством, обвиняли в сношениях с дьяволом и в богохульных имитациях церковных ритуалов, что называлось «черной магией» (см. также САТАНИЗМ). В 1231 папа Григорий IX создал для расследования преступлений против веры постоянный орган церковной юстиции – инквизицию. Первоначально направленная против катаров и вальденсов, она вскоре обратилась против других «еретических» сект – бегинов, фратичелли, спиритуалов, а затем и против «колдунов», «ведьм» и богохульников. Преследования ведьм продолжались вплоть до конца 17 в. Известен суд над ведьмами в американском городе Салем (ныне – Дэнверс) в 1692. Всего во время этого процесса были арестованы около двухсот человек, девятнадцать из них были признаны виновными в колдовстве и казнены.

Гадание. К магии также тяготеет гадание – действие, имеющее целью предсказание будущего, отыскание спрятанных или потерянных предметов, обнаружение виновного путем изучения свойств различных объектов или кидания жребия. Гадание основывалось на предположении, что существует таинственная связь между всеми природными объектами и человеческими делами. Существовало множество видов гаданий, но в регионах Старого Света наибольшее распространение получили четыре из них. Это предсказания, основанные на исследовании печени принесенного в жертву животного (гепатоскопия), которые появились в Вавилонии ок. 2000 до н.э. Римляне особое значение придавали предсказаниям судьбы и воли богов. К наиболее распространенным относились гадания по внутренностям жертвенных животных, по полету птиц, по атмосферным явлениям, по движению небесных тел. Гадания относились к ведению специальных жрецов-толкователей – как римлян (коллегия авгуров), так и знаменитых этрусских гаруспиков. Гадания этого рода распространились и на восток, сохранились в Индии и на Филиппинах в виде действий, практикуемых семейными жрецами. Предсказания, основанные на полете птиц (ауспиции) и на составлении гороскопа по положению небесных тел (астрология), также имели древние корни и были распространены в тех же регионах. Четвертый вид – гадания по трещинам на панцире черепахи или по растрескавшимся на огне лопаточным костям животных (скапулимантия) – зародился в Китае или в прилегающих регионах и распространились по большей части Азии, а также в северных широтах Америки. Разглядывание дрожащей поверхности воды в чаше, гадание по чайным листьям и хиромантия суть современные формы такого рода магии. В наши дни все еще практикуется предсказание по открытой наугад Библии, где в первом же попавшемся абзаце стараются увидеть предзнаменование. Своеобразная форма предсказаний – гадание по дрожанию руки шамана, существует у индейцев-навахо и апачей. Различаясь по форме, все эти действия базировались на одних и тех же логически неоправданных представлениях о причинах и следствиях. Общеизвестно, например, что наша игра в кости уходит корнями в древний обычай бросать жребий с целью узнать будущее.

Замечено, что активизация общественного интереса к магии, колдовству и ясновидению обычно наблюдается в периоды серьезных социальных потрясений – революций, войн, экономических кризисов. Этим объясняется широко распространившаяся в России в конце 20 – начале 21 в. вера в гадания и магов.

ЛИТЕРАТУРА

Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом. М., 1997
Малиновский Б. Магия, наука и религия. М., 1998
Малиновский Б. Научная теория культуры. М., 1999

Яндекс.Метрика