ЮКТИДИПИКА (санскр.
«Светильник логического дискурса»),
системный и обстоятельный комментарий к
Санкхья-карике. Хорошее знание автором
Юктидипики положений Бхартрихари (5 в.) и Дигнаги
(56 вв.) и отсутствие знакомства с текстами Дхармакирти (7 в.) позволяют отнести текст к 67 вв.
Юктидипика основной источник по предклассической санкхье, содержащий сведения о Паурике, Панчадхикаране, Патанджали (не йогин), Варшаганье, его «свите» и Виндхьявасине, а также анонимные пассажи «учителей санкхьи». Более чем какой-либо другой из комментаторов к
Санкхья-карике, автор
Юктидипики уделяет внимание полемике с буддистами (начиная с определения восприятия), ведантистами и вайшешиками, а приступая к истолкованию уже первой карики, задается целью выявить все возражения против санкхьяиков, чтобы подробно на них ответить. В
Юктидипике систематизируются 11 признаков философской науки-шастры, воплощенной в тексте (доказывается их наличие в
Санкхья-карике): краткие положения, указывающие на основные тематические единицы; дискуссия по источникам знания (праманы); обсуждение «частей» материала изложения; описание основных положений в «полноте»; устранение сомнений относительно основоположений системы; обсуждение специальных проблем; наличие кратких дефиниций; наличие развернутых определений; обсуждение базовых принципов системы в последовательности; обсуждение терминологии; выявление практических результатов следования системе. По мнению некоторых индологов, автор Юктидипики был не только философом, но и грамматистом «школы Панини».
См. также ВАЧАСПАТИ МИШРА; ДИГНАГА; ДХАРМАКИРТИ; ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ; САНКХЬЯ-КАРИКА.
ЛИТЕРАТУРАЛунный свет санкхьи: Ишваракришна, Гаудапада, Вачаспати Мишра. М., 1995