ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Театр и кино

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦИРК НА ФОНТАНКЕ – ведет свою историю с 27 декабря 1877.

Интерес к цирковому искусству в России возник и начал стремительно возрастать в начале 18 в. – сказалась европеизация страны, начатая Петром I. В это время возникают устойчивые традиции российских театрализованных конных зрелищ; постоянно гастролируют и иностранные цирковые артисты – преимущественно итальянцы. В провинции работают передвижные цирки, в том числе – крепостные; а в Санкт-Петербурге и в Москве строятся первые стационарные цирковые здания.

Первый стационарный цирк в Санкт-Петербурге – Цирк Турниера был построен в 1827, примерно на том же месте, где он находится и сегодня. Это было деревянное здание, не отличавшееся особенными удобствами. Позже деревянные – стационарные и временные, балаганного характера – цирковые здания в Санкт-Петербурге строились в разных местах. Во время масленичных и пасхальных гуляний – на Неве, Фонтанке, на Адмиралтейской площади; цирк итальянца Александра Гверра – на месте нынешнего Мариинского театра; цирк немецкого артиста Карла Гинне – на Михайловской (сегодня – Манежной) площади. Именно Карл Гинне, понимая огромную популярность циркового искусства в России, в 1867 впервые подал ходатайство о получении в аренду участка Инженерного сквера для постройки первого в России каменного здания, теплого, удобного, предназначенного специально для цирковых представлений и оснащенного всей необходимой специфической техникой. Однако первый каменный цирк, построенный только десятью годами позже, связан с именем наездника и дрессировщика Гаэтано Чинизелли, зятя Карла Гинне, призванного им на помощь в 1869.

Гаэтано Чинизелли впервые приехал на гастроли в Россию в 1846 (вместе с женой, наездницей Вильгельминой Гинне – сестрой Карла); однако тогда провел в России всего год. За 22 года, предшествующие возвращению в Россию, Гаэтано Чинизелли добился известности в европейском цирке – в частности, получил звание Почетного шталмейстера Его Императорского Величества короля Италии Виктора Эммануэля II и организовал собственную труппу. Целеустремленный и настойчивый, Чинизелли бросил всю свою энергию на борьбу с городскими властями Санкт-Петербурга, упорно отказывавшими в разрешении на строительство цирка. И за несколько лет ему удалось сделать невозможное: сломить сопротивление Думы; и в декабре 1875 часть участка Инженерного сквера была передана ему для устройства цирка.

Архитектором Цирка Чинизелли был В.А.Кеннель. Он сконструировал и построил здание, признанное одним из красивейших в Европе. Здесь было использовано и принципиально новое решение конструкции купола – без единой внутренней опоры (проект инженера О.Креля и архитектора Р.Бернгарда), ставшее классическим для развития циркового строительства. Здание отличалось совершенством пропорций и затейливо декорированным фасадом – огромные арочные окна со скульптурами муз, фронтоны с конскими головами, карниз с великолепной аллегорической скульптурной группой театральных масок. Интерьер выглядел не менее богато: позолота, хрустальные люстры, зеркала, бархат, великолепная роспись внутреннего холщового купольного плафона на цирковые темы.

Здание цирка Чинизелли вмещало 5000 зрителей, из них 1200 мест были сидячими. Зрительный зал был четко ранжирован: второй ярус с дешевыми местами и галерея, предназначенная для «стоячих» зрителей, имели отдельный вход с улицы, а внутри – перекрыты барьерами; таким образом, разные социальные группы зрителей не пересекались. Практически сразу после открытия цирк Чинизелли по престижу стал сопоставим с Императорскими театрами: его статус подчеркивался роскошной царской ложей, за устройство которой архитектору Кеннелю был пожалован бриллиантовый перстень.

Посещение цирка сразу вошло в моду среди всех слоев населения Петербурга – от аристократии до самых демократичных кругов. Гаэтано Чинизелли был чрезвычайно талантливым менеджером, тщательно формировавшим репертуар цирковых представлений и успешно выводившим свой цирк в число самых популярных зрелищных предприятий Санкт-Петербурга. Так, в 1892 здесь впервые в России была показана водная феерия Четыре стихии: манеж был преображен в огромный бассейн, в котором плавали олени, лошади со всадниками и слоны, а вода била фонтанами в нескольких местах арены. Была серьезно продумана постоянная рекламная кампания, и то, что мы сегодня назвали бы культурой комплексного сервиса. Так, например, в цирковых программках печатались не только анонсы будущих премьер и гастролей, но и расписание вечерних пароходов, курсирующих от пристани у цирка до Калинкина моста. Помимо представлений в цирке устраивались разнообразные праздники: например, на ежегодные встречи собирались бывшие лицеисты. Для офицеров субботняя поездка в цирк Чинизелли была традицией; большими поклонниками циркового искусства вообще и цирка Чинизелли в частности были Д.Григорович, А.Блок, Ф.Шаляпин и, конечно, А.Куприн, в творчестве которого цирковые мотивы звучат пронзительно и грустно (В цирке, 1902; Белый пудель, 1904; Дочь великого Барнума, 1927 и др.). Чинизелли, а позже – его дети, возглавлявшие цирк, сумели превратить его в настоящий центр культурной жизни столицы.

С момента своего возникновения Цирк Чинизелли стал играть весьма существенную роль и в развитии российского циркового искусства. Здесь выступали самые известные артисты со всего мира: знаменитые клоуны Билли Гайден и Жакомино, гротеск-наездница мадмуазель Адель, воздушная гимнастка мисс Зинобия, наездник Джемс Филлис, основатели русской школы дрессировки братья Анатолий и Владимир Дуровы. В Цирке Чинизелли проводились чемпионаты классической борьбы, пользовавшейся в конце 19 – начале 20 вв. большой популярностью. В частности, именно на арене Цирка Чинизелли начал свою карьеру знаменитый русский борец Иван Поддубный. Здесь же показывали пышные феерии и водные представления, оснащенные по тогдашнему последнему слову техники и глубоко поражавшие воображения зрителей: Нибелунги, Золушка, Фиаметта – королева разбойников, и др.

В 1919 цирк Чинизелли становится государственным. Дальнейшая его история так же драматична и противоречива, как и история всей России.

Естественно, в годы разрухи и восстановления после Первой мировой и гражданской войн в России из цирковых представлений ушли пышность представлений и размах; постановки технически сложных и финансово затратных феерий были невозможны. Основной акцент волей-неволей с технических эффектов сместился на актера. Таким образом, 1920–1930 годы стали временем становления отечественного циркового искусства. Этому, в частности, способствовало и огромное сокращение гастролей иностранных цирковых артистов.

В развитии советского театрального искусства Ленинградский государственный цирк сыграл существенную роль. В 1924 его первым директором стал В.Ж.Труцци – наездник, дрессировщик лошадей, режиссер и организатор. В этот период в Ленинградском цирке выступали дрессировщик А.Н.Александров-Федотов, гимнасты А. и М.Ширай, канатоходцы Свирины, музыкальные клоуны братья Танти, коверные Франц и Фриц. Здесь оттачивал свое мастерство популярный клоун-сатирик Виталий Лазаренко. В ранней советской клоунаде вообще усиленно разрабатывались сатирическая и бытовая линия: именно в Ленинградском цирке коверный клоун Павел Алексеевич (П.А.Алексеев) первым сменил традиционную маску «Рыжего» на бытовой комический образ, а клоун М.Н.Румянцев, отказавшись от «чаплинского» образа превратился во всемирно известного Карандаша.

Несомненно, Ленинградский цирк 1930-х был весьма привлекателен для советских цирковых гастролеров. Так, скажем, основатель известнейшей цирковой династии Михаил Запашный перевез свою семью в Ленинград, и именно здесь росло следующее поколение Запашных – Вальтер, Мстислав и Игорь.

В 1939 Ленинградский цирк был награжден Орденом Трудового Красного Знамени. Однако, наряду с творческими победами, Ленинградский цирк нес и серьезные потери – в первую очередь они касались уникального циркового здания. Оно бесконечно перестраивалось – отнюдь не в лучшую сторону; причем утраты распространялись и на фасадное оформление, и на декор интерьеров, и на специфические технические характеристики помещения.

Первая перестройка здания была произведена еще в 1928: власти молодой советской республики, конечно, не могли потерпеть «классового» деления мест в зрительном зале. Были разобраны ложи и барьеры, не позволяющие зрителям дешевых мест спускаться в фойе; а царская ложа была переоборудована в оркестровую. В 1920-е же были убраны главная скульптурная группа, венчающая аттик фасада, и фигуры муз. Цирковое здание потеряло роскошность, стало выглядеть демократично, что вполне соответствовало общим социальным тенденциям; теперь фасад увенчивала скромная конструкция с надписью «Госцирк». При этом уничтожение привилегированных мест способствовало неудобствам всех зрителей: фойе первого этажа и буфет во время антрактов не могли вместить всех желающих. Теснота в фойе сделала здание цирка и весьма опасным в пожарном отношении. Стала очевидна необходимость капитальной перестройки здания; однако до нее оставалось еще более двух десятилетий.

Во время Великой Отечественной войны и блокады цирк не работал, но в его гримерных жили артисты и их семьи, не сумевшие эвакуироваться – сюда переселилась и семья Запашных, когда их домик сгорел при бомбежке.

Снова Ленинградский цирк был открыт 28 ноября 1944. В 1946 художественным руководителем был назначен Г.С.Венецианов, наездник и конный укротитель. С его именем связаны более двадцати лет работы Ленинградского цирка. В этот период здесь создаются студии конной акробатики и музыкальной клоунады; работает блистательный конный дрессировщик Б.П.Манжелли. Активно развивается жанр коверной клоунады, где блистали Б.Вяткин и К.Мусин, Д.Демаш и Г.Мозель. С Ленинградским цирком прочно связан основатель династии иллюзионистов Э.Т.Кио. Здесь же неоднократно выступал знаменитый «Медвежий цирк» В.Филатова.

Г.С.Венецианов осуществил и давно назревшую реконструкцию и капитальный ремонт циркового здания. В начале 1960-х Ленинградский цирк приобрел современный вид. Внешняя одноэтажная галерея была надстроена на всю высоту здания; на втором и третьем этаже устроены фойе и гардеробы. Были внесены и изменения в планировку зрительного зала: окончательно снесены оставшиеся перегородки, разделявшие зал на партер, ярусы и галерку, а единственный оставшийся в зале барьер приобрел чисто декоративный характер. Упрощены интерьер в центральном вестибюле и архитектурное решение фасада. Внутреннее пространство цирка увеличилось, стало более удобным для зрителей. Были внесены изменения и в конструктивном решении купола: его деревянное покрытие было заменено железобетонным. Это усилило конструктивную надежность, однако ухудшило акустику зрительного зала и ограничило допуск нагрузки на фермы купола подвешиваемой воздушной аппаратуры.

После реконструкции творческая жизнь Ленинградского (а позже – и Санкт-Петербургского) цирка развивалась весьма интенсивно. Трудно назвать известных цирковых артистов, не демонстрировавших свое искусство на арене этого цирка. В разные годы здесь не раз выступали представители самых знаменитых цирковых династий – Дуровых, Филатовых, Запашных, Кио, Кохов, Кантемировых и многих других. Здесь работали самые лучшие отечественные клоуны – Юрий Никулин и Михаил Шуйдин, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Юрий Куклачев; известные дрессировщики – Ирина Бугримова, Маргарита Назарова и многие другие отечественные мастера манежа. Здесь гастролировали и зарубежные цирковые артисты – включая представителей китайского национального цирка.

С 1960-х Ленинградский цирк стал признанным лидером постановочных представлений. С ним сотрудничали многие известные композиторы, поэты, режиссеры, авторы сценариев, художники – В.Соловьев-Седой, А.Кальварский, Г.Фиртич, М.Дудин, В.Суслов, О.Чупров; А.Минчковский, М.Фрадкин и Ю.Погорельский, В.Рындин, Т.Бруни и др. Традиции новаторства и эксперимента продолжаются и в настоящее время: в 2004 театральный режиссер-авангардист А.Могучий с известным театральным художником А.Шишкиным осуществили постановку представления Кракатук по мотивам гофмановского Щелкунчика. Это – синтетическое зрелище в жанре «театр-цирк», включающее в себя не только традиционные пиротехнические и иллюзионные эффекты, но и необычайные аудиовизуальные, для которых сконструирован специальный манеж-экран.

С 2004 директором цирка является Г.Гапонов. Под его руководством возобновляются традиции и представления иных жанров, призванные вернуть цирку на Фонтанке статус одного из общекультурных центров Санкт-Петербурга. Например, здесь прошли гастрольные показы знаменитого спектакля Гамлет в постановке П.Штайна с Е.Мироновым в главной роли; проводятся чемпионаты по профессиональному боксу, фестивали циркового искусства – в том числе детские.

Восстановление былого великолепия уникального циркового здания вряд ли реально; однако предпринимаются некоторые попытки придать ему более парадный вид. В 2000 были отреставрированы ажурные чугунные кронштейны под навесом над входом со стороны Фонтанки; а в июне 2001 перед центральным входом установлена скульптура «Цирк приехал», подаренная Санкт-Петербургу автором, скульптором Арсеном Аветисяном.

Санкт-Петербургский Цирк на Фонтанке ведет и большую научную работу. Еще в августе 1928 здесь по инициативе преподавателя Театральной школы В.Я.Андреева был открыт Музей цирка и эстрады (нынче – Музей циркового искусства). До сего дня музей остается уникальным собранием материалов и документов, отражающих историю отечественного и зарубежного цирка.

См. также ЦИРК.

Татьяна Шабалина

ЛИТЕРАТУРА

Материалы Музея циркового искусства.
Румянцев М. На арене советского цирка. М., 1954
Дмитриев Ю. Искусство цирка М., 1964
Кио И. Иллюзии без иллюзий М., 1999
Запашный В. Риск, борьба, любовь М., 2002

Яндекс.Метрика