С девяти лет Хульдрих жил у своего дяди, сельского старосты Везена. В десятилетнем возрасте поступил в латинскую школу в Базеле, где изучал латынь, музыку и диалектику. Свое обучение продолжил в Берне под руководством блестящего ученого-классика Генриха Вёльфлина (Лупулуса). В 15001503 учился на философском факультете Венского университета. После этого возвратился в Базель, где изучал теологию (в 1504 получил степень бакалавра, в 1506 магистра). Наставники Цвингли отец и дядя, а также гуманисты Бунцли, Цельтис и Виттенбах были людьми либеральной культуры, испытавшие влияние ренессансного гуманизма. Цвингли вдохновляли рассказы о борцах за дело швейцарской конфедерации. Повзрослев, он проникся духом независимого исследования и свободного слова.
Цвингли решил не вступать в монашеский орден, его привлекало служение мирского священника (Leutpriester). Это давало ему возможность вести людей в их жизни по пути, который он открыл для себя, углубленно изучая Библию. Он служил приходским священником в Гларусе (15061516), а в 15161519 в Айнзидельне. С 1519 и до конца жизни он состоял священником цюрихского собора Гросс-Мюнстер.
В зрелые годы Цвингли отошел от схоластики, от учений отцов церкви и трудов античных классиков, все больше обращаясь к Священному Писанию. В трактате О ясности и достоверности слова Божия (Von Klarheit und Gewissheit des Wortes Gottes, 1522) он описал свое обращение как постепенный поворот от философии и теологии к Библии, в которой обрел слово Бога. Евангелическим реформатором он стал благодаря трем факторам: принятию Библии как единственной нормы веры и поведения; принятию Христа как единственного посредника между Богом и человеком; и принятию божественной благодати как единственной надежды на спасение. В 1520 опыт тяжких страданий, полученный во время болезни, знакомство с сочинениями Лютера и собственные исследования Писания побудили Цвингли отказаться от гуманизма в духе Эразма Роттердамского и встать на путь евангелической Реформации; в результате ему пришлось порвать с Римско-католической церковью, гуманистами, а позднее и с анабаптистами.
В 1523 Цвингли заложил основы нового церковного и политического строя в кантоне Цюрих. Он сложил с себя сан католического священника и стал протестантским проповедником, вводя новые формы богослужения, новые формы церковного устройства, новую форму совершения евхаристии и новый образ жизни, согласующийся со Священным Писанием. Он перевел Библию на швейцарский диалект немецкого языка и изложил реформаторское исповедание веры в книге Комментарий об истинной и ложной религии (Commentarius de vera et falsa religione, 1525), которая стоит в том же ряду, что и Общие принципы теологии Меланхтона и Наставление в христианской вере Кальвина. Учение Цвингли не только натолкнулось на противодействие римского католицизма, но и вызвало бурные нападки со стороны радикальных протестантских групп (анабаптистов), обвинявших его в половинчатости и считавших себя подлинными библейскими реформаторами. Подобно Лютеру он был реформатором консервативным и не разделял убеждений последователей Эразма, анабаптистов и мистиков.
Цвингли умер мучеником за свое дело во время Второй Каппельской войны, находясь на службе в цюрихском войске в качестве полкового проповедника. Его последними словами были: «Ну так что ж? Тело они могут убить, но не душу» («Was tut"s? Den Leib können sie töten, aber nicht die Seele»). Погиб Цвингли в битве при Каппеле 11 октября 1531.
См. также РЕФОРМАЦИЯ; ПРОТЕСТАНТИЗМ.
Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 13. М., 19931995
Цвингли У. Комментарий к истинной и ложной религии. Тбилиси, 1997