В конце 16 1-й половине 17 в. помимо Тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три оппозиционных ей учения, в той или иной мере придерживавшихся идей Ван Янмина: 1) учение «[о знании, на чем] остановиться, [и умении] совершенствоваться» (чжи сю) Ли Цая ученика Цзоу Шоуи; 2) учение Дунлиньской школы, основатель которой Гу Сянчэн был учеником Сюэ Инци ученика Оуян Дэ и к которой также принадлежали Гао Паньлун и Чэнь Лунчжэн; 3) Цишаньское учение, созданное Лю Цзунчжоу и развитое его учениками Чэнь Цюэ и Хуан Цзунси (17 в.).
Основные дискуссии среди янминистов конца эпохи Мин развертывались вокруг вопросов о соотношении духовной «первосущности» (бэнь ти) и «нравственных усилий» (гун-фу2), о связи «[индивидуальной] природы» (син1) и психики («сердца» синь1) с добром (шань), злом (э) и «высшим благом» (чжи шань), о способах обнаружения и практической реализации «истинной» (чжэнь), доброй и «благосмысленной» (лян чжи) природы человека. По характеру решения этих проблем янминисты разделялись на три больших лагеря.
Первое идейное направление, часто открыто смыкавшееся с чань-буддизмом и даосизмом (Ван Цзи, Чжао Чжэньцзи, Чжоу Жудэн, Ли Чжи), обычно квалифицируется как «отдающее приоритет действию» (чжу дун), «натуралистическое» и «экзистенциалистское», или «левое крыло» янминизма. Его основоположники Ван Цзи и Ван Гэнь, а наибольшее развитие оно получило в Тайчжоуской школе. Определение последней как «левого крыла» указывает также на эгалитарно-популистский характер идеологии и демократические устремления ее представителей, склонных к утопическому («безумному» куан) реформаторству (Хэ Синьинь, Ли Чжи). Сторонники данного направления считали каждую отдельную личность «актуально совершенной» (сянь чэн), готовой к «мгновенному просветлению» (дунь у) и нуждающейся лишь в свободном и деятельном проявлении своего врожденного всеблагого «естества» (цзы жань) в обыденной жизни. Отождествлявшаяся с «отсутствием/небытием» (у1) и «пустотой/вместимостью» (сюй) духовная «первосущность» трактовалась ими как образующая неразрывное единство с повседневными нравственными усилиями. Источник «истинных» идей и чувств усматривался в полной свободе и возможности абсолютного отрицания, имманентно присущих субъекту. Из содержащегося в «четырех постулатах» Ван Янмина положения об отсутствии добра и зла на уровне «сущности сердца» Ван Цзи выводил отсутствие добра и зла на уровне «вещей/дел» (концепция «четырех отсутствий»), а Ло Жуфан и Ли Чжи пришли к апологии спонтанно самопроявляющегося, интуитивно мудрого «детского сердца» (чи цзы чжи синь, тун синь).
Сторонники противоположного лагеря строго разделяли духовную «первосущность» и нравственные усилия, считая, что выявление «совершенной природы» личности требует постепенного самоуглубления в безмятежности и «покое» (цзин2). Делая акцент на положении о «доведении до конца» (чжи5) из тезиса Ван Янмина о «доведении благосмыслия до конца» (чжи лян чжи), они видели в нем не единовременный акт, а процесс, основанный на отрешенном медитировании и приводящий к внутреннему «просветлению». Это направление обычно квалифицируется как отдающее приоритет «покою» (чжу цзин), «квиетистское» (гуй цзи), или «правое крыло» янминизма. Его родоначальники Не Бао и Ло Хунсянь, за которыми следовали Лю Вэньминь, Вань Тинъянь и Ван Шихуай.
Третий лагерь составляли сторонники «ортодоксального», или «культивационного» (сю), янминизма, также отчетливо разделявшие духовную «первосущность» и нравственные усилия, но отстаивавшие их гармонию в стремлении избежать обеих крайностей, сходившихся на почве индивидуализма: экстравагантных «самопроявлений» «левого крыла» и самоуглубленного абсентеизма «правого крыла». Они проповедовали апробированные традиционной культурой способы личного самосовершенствования как возвращения к самому себе путем служения людям. Из положений «четырех постулатов» о наличии добра и зла на уровнях «вещей/дел», знания и волевых помыслов Цянь Дэхун выводил их наличие и на уровне «сущности сердца» (концепция «четырех наличий»).
У истоков этого направления стояли зять Ван Янмина Сюй Ай и его земляк Цянь Дэхун, а также Цзоу Шоуи и Оуян Дэ.
Маньчжурское завоевание и общее изменение духовного климата в Китае во 2-й половине 17 в. привели к разрушению прежде идейно доминировавшей школы Ван Янмина. Начавшееся в 16 в. проникновение идей Ван Янмина в Японию и Корею привело в 17 в. к возникновению там собственных янминистских школ оёмэйгакуха и янменхакпха.
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994