Оставаясь в рамках неоконфуцианства, Ван Тинсян выступал против обоих его главных направлений: официального Чэн [братьев] Чжу [Си] школы и неофициального Лу [Цзююаня] Ван [Янмина] школы. В онтологических взглядах следовал за Чжан Цзаем (11 в.) и предшествовал Ван Чуаньшаню (17 в.). Универсальной мировой субстанцией считал «изначальную пневму» (юань ци1), существовавшую «до рождения Неба (нянь) и Земли (ди)», являющуюся «наивысшей вещью (у3)», корнем и телесным субстратом (ти, см. ТИ ЮН) «принципов» (ли1) и дао, содержащую в себе «семена» (чжун) всех объектов. «Великий предел» (тай цзи), бывший у чжусианцев интегратором всех «принципов», Ван Тинсян определял как первозданное аморфное состояние материальной, «реально наличествующей» (ши ю) и чувственно воспринимаемой «пневмы» (ци1). «Изначальная пневма» вечна и неизменна, ее происхождение неведомо, поэтому она, по Ван Тинсяну, тождественна «Великому пределу» и в гносеологическом смысле как пределу познания. Помимо «изначальной пневмы» Ван Тинсян выделял производную от нее «пневму порождения» (шэн ци), образующую мир преходящих и изменчивых явлений, в котором воплощаются «формы» (син2) и «принципы» и полностью актуализируется дао.
В отличие от ортодоксальных конфуцианцев, утверждавших вечность «принципов» в общественной жизни, Ван Тинсян признавал их изменчивость во времени. «[Индивидуальная] природа» (син1) человека, по Ван Тинсяну, неотделима от «пневмы» и формируется осознанным жизненным опытом. Доброта «[индивидуальной] природы» изначально присуща только «совершенномудрым» (шэн1), простые же люди должны ее в себе воспитывать. Тезис о благоприобретаемости и социальной обусловленности доброты противостоит ортодоксальным для конфуцианства положениям учения Мэн-цзы (Мэн Кэ, 43 вв. до н.э.) и сближает взгляды Ван Тинсяна с концепцией Сюнь-цзы (Сюнь Куан, 43 вв. до н.э.). Исходя из эмпирической обусловленности знания, Ван Тинсян критиковал возвеличивание его априорных форм типа «благосмыслия» (лян чжи). С позиций реализма и практицизма Ван Тинсян выступал против теологических тенденций Дун Чжуншу (2 в. до н.э.), «нумерологии» (сян шу чжи сюэ) Шао Юна и квиетизма Чжоу Дуньи (11 в.).
История китайской философии. М., 1989
Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994