Родился в Павлограде (Екатеринославская губерния, ныне Днепропетровская область, Украина) 5 (17) декабря 1889 в семье заводского служащего. Окончив Одесское художественное училище (1914), приступил к занятиям в петербургской Академии художеств. Призванный на военную службу в 1916, демобилизовался лишь в 1926, однако сумел попутно завершить свое образование, окончив в 1925 Высший художественно-технический институт (Вхутеин, бывшая Академия художеств) со званием «архитектора-художника». Работал на строительстве, пройдя путь от бригадира до проектировщика. В последней должности служил в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ) и других учреждениях. Приглашенный преподавать в Московском архитектурном институте (МАрхИ), в 1936 переселился в столицу.
Мастер достиг творческой зрелости в тот период, когда архитектурный авангард уходил с авансцены советской культуры, оставаясь в статусе чисто «бумажной» архитектуры, проектных фантазий, либо же чистой теории. Чернихов отразил этот процесс с максимальной обстоятельностью в своих книгах Искусство начертания (1927), Геометрическое черчение (1928), Основы современной архитектуры (ОСА; 1930), Орнамент, Конструкция архитектурных и машинных форм, 2-е, дополненное издание ОСА (все три книги 1931) и Архитектурные фантазии (1933). Тексты здесь сопровождает огромное количество виртуозных рисунков, соединяющих гибкую ритмику модерна с конструктивистской футурологией либо с мифопоэтическими грезами архитектурного экспрессионизма («Везде и всюду заменяйте слово графикой», этот лозунг звучит уже в первой из его книг). Таким образом, конкретные проектные проблемы, которые Чернихов никогда не упускает из виду (четко различая типы и функции своих образов), все же превращаются в чистые концепты, наделенные наглядной эстетической суверенностью. Это позволяло сохранить лучшие потенции авангардного зодчества в ту пору, когда официальная критика громила его по всем фронтам.
Чернихов уточнил и развил свои идеи, активно работая как педагог в ЛИИЖТ и МАрхИ. От более традиционных чертежных систем перешел в этой области к циклу Аристография, демонстрирующему (в виде графических таблиц) возможности чисто формальной комбинаторики (цикл обозначен греческим неологизмом, который можно перевести как «изображение лучшего»). Позднее в его сериях возобладало историко-ретроспективное начало (листы Архитектурная романтика, 19301944; Старые города, 19331943).
Умер Чернихов в Москве 9 мая 1951. Интерес к его творчеству возрос в 1980-е годы в связи с распространением методов и образов постмодернистского архитектурного концептуализма.
См. также АВАНГАРД РУССКИЙ.
Стригалев А. Феномен Чернихова: авангард и окрестности. Вопросы искусствознания, 1997, выпуск 2