Открытие музея состоялось зимой 1893. Художественный институт Чикаго разместился в огромном здании на восточной стороне Мичиган авеню. Его строгий и изящный фасад обращен к небоскребам с металлическим каркасом, построенным архитекторами т.н. чикагской школы после пожара 1871.
Проект постройки принадлежал бостонской архитектурной фирме «Шепли, Рутан и Кулидж», а часть средств на его осуществление была отпущена Всемирной выставкой, разместившей в нем один из своих павильонов. После закрытия Всемирной выставки, начиная с 1893, здание достраивалось и расширялось более 15 раз.
История комплектования собрания. Первоначальное собрание музея состояло из копий произведений живописи, скульптуры и архитектуры, находящихся в Европе. На первом этаже находились залы гипсовых слепков с произведений искусства античности и Возрождения, кабинеты хранителей и лекционный зал. Выше этажом разместилась анфилада галерей, предназначенная для живописных копий и подлинных произведений, поступивших из частных коллекций для временного экспонирования.
В самом первом зале было выставлено собрание картин 19 в., принадлежавшее Генри Филду, которое уже в 1894 было подарено Художественному институту. Коллекция Филда включала шедевры Ж.Ф.Милле, К.Коро, Ш.Добиньи, Э.Делакруа, Ж.Дюпре, Н.Диаза де ла Пеньи и Т.Руссо.
В те же годы собственностью музея становятся 15 картин голландских художников 17 в.: еще в 1892, во Флоренции, два будущих члена Совета попечителей чикагского музея Чарльз Хатчисон, первый председатель Совета, и Мартин Райерсон, купили на собственные деньги картины из собрания Демидова, среди которых были полотна Рембрандта, Я.Рёйсдаля, Ф.Хальса, Я.Стена. Эти произведения, приобретенные специально для музея (затраченные средства Хатчисону и Райерсону впоследствии возместили жители города), положили начало коллекции подлинников.
Кроме того, Хатчисон, Райерсон и Мангер к открытию Художественного института предоставили для временного экспонирования свои личные коллекции.
Потребовалось достаточно длительное время для того, чтобы постоянная коллекция стала обширной и разнообразной, соответствующей внушительной архитектуре музея.
Основы собрания заложили четыре частные коллекции, подаренные Художественному институту: М.Райерсона (1933); Берты Оноре Палмер (1922); Анни Сван (г-жи Льюис Ларнед) Корбун (1933); Фредерика Клея Бартлетта и Хелен Берч Бартлетт (основное поступление 1926, далее до 1957)
М.Райерсон умер в 1933, и тогда же Институт получил по завещанию всю его коллекцию картин, мебели, тканей, графики, фарфора, произведений восточного искусства, часть которой находилась в Художественном институте на временном хранении. Интересы Райерсона в области живописи были очень широки. Из его коллекции происходят Сцены из жизни Иоанна Крестителя Джованни ди Паоло, Залив в Эстаке П.Сезанна, Почему ты сердишься? П.Гогена.
Художественный институт выдвинулся в число ведущих музеев мира в 1922, когда в его собственность перешли картины из собрания Берты Оноре Палмер. Коллекция Палмеров первоначально помещалась в картинной галерее, которая была пристроена к их особняку на Лейк Шор Драйв в 18841885.
Поттер Палмер и его жена Берта Оноре начали коллекционирование с полотен барбизонцев, в т.ч. К.Коро; затем их собрание пополнили несколько полотен Э.Делакруа.
К сер. 1890-х г-жа Палмер стала самой видной в Америке собирательницей импрессионистов: она обладала 40 картинами Клода Моне, в т.ч. из серий «Стога», «Тополя», «Руанский собор», «Утро на Сене». У нее были превосходные работы Э.Мане, О.Ренуара, А.Сислея и К.Писсарро. К числу любимых картин собирательницы относилось полотно Юные циркачки в цирке Фернандо П.О.Ренуара. В 1895 г-жа Палмер перестала покупать произведения импрессионистов, заинтересовалась восточным искусством. После ее смерти в 1916, коллекцию поделили между Художественным институтом и наследниками.
Коллекционеры 1920-х комплектовали свои собрания с учетом того, что затем они пополнят чикагские музеи. Анни Сван Корбун собирала полотна импрессионистов и постимпрессионистов. После ее смерти в 1933, коллекцию поделили между двумя ее любимыми музеями: Художественным институтом Чикаго и Художественной галереей Фогг в Гарвардском университете.
Чикагские коллекционеры Фредерик Клей Бартлетт и его жена Хелен Берч во время своего пребывания в Европе в 1920-е покупали картины А.Дерена, Т.Руссо, А.Матисса, А.Модильяни, П.Пикассо. В 1924 супруги приобрели за 24 тыс. долларов картину Жоржа Сёра Воскресный день на острове Гранд Жатт, принадлежавшую Люси Кустарье. Эта картина впоследствии составила славу чикагского музея.
В 1926 Хелен Берч умерла, и в ее память Бартлетт подарил свою коллекцию Художественному институту. Для своего дара Бартлетт выбрал в музее большую галерею, в которой первоначально выставлялись работы старых мастеров из коллекции Демидова. Галерею покрасили белой краской, убрав из нее все лишнее, а картины вставили в белые рамы. Когда галерея открылась в 1927, на два года раньше, чем нью-йоркский Музей современного искусства, это было единственное место в США, где можно было увидеть произведения П.Пикассо, А.Матисса, Ж.Сёра, П.Гогена и Ф.Ходлера. Галерея Хелен Берч Бартлетт стала важнейшей галереей современного искусства в Америке.
С 1927 до самой смерти в 1957, Бартлетт продолжал собирать картины, написанные французскими художниками в период с 1886 по 1914. Эти позднейшие приобретения также были подарены Художественному институту.
Были и другие пожертвования, среди которых следует упомянуть коллекции Мангера, Кимбелла и Вустера, каждая из которых дала музею несколько значительных произведений французской живописи 19 в. и более ранних периодов европейского и американского искусства.
После второй мировой войны наследники Берты Палмер семейства Вуд и Сирлз сделали несколько существенных дополнений к собранию импрессионистов и постимпрессионистов.
Художественный институт Чикаго продолжает пополнять свои коллекции, постоянно модернизируются его хранилища и выставочные площади.
Ольга Морозова
От Делакруа до Матисса. Шедевры французской живописи XIX начала XX века из Музея Метрополитен в Нью-Йорке и Художественного института в Чикаго. Каталог выставки. Л., 1988
The Art Institute of Chicago. Fragments of Chicago,s past: The collection of architectural fragments at the Art Institute of Chicago. Catalogue. Chicago, 1990
The Art Institute of Chicago. The essential guide. Chicago, 1993
The Art Institute of Chicago. Master Paintings in the Art Institute of Chicago. Catalogue. Chicago, 1999