Родилась в городке Петровск Саратовской губернии, в семье помещика. Училась в частной художественной школе М.Д.Бернштейна в Петербурге (19111914). Интерес к искусству архаики привлек ее в здешний Археологический институт, где она занималась в 19151917. Вместе с М.В.Ле-Дантю, И.М.Зданевичем и другими выпускала гектографический журнал «Бескровное убийство», близкий эстетике дадаизма (19161917). После революции была одним из инициаторов создания уникальной коллекции вывесок в Музее города, в 1918 основала артель «Сегодня», выпускавшую лубки и детские книжки-картинки с раскрашенными от руки линогравюрами (в «Артели» работали Н.И.Альтман, Ю.П.Анненков и др.).
В 1919 переехала в Витебск, где после отъезда М.З.Шагала занимала пост ректора Народной художественной школы (Художественно-практического института; 19201922). Под влиянием Малевича обратилась к беспредметному искусству, руководила постановкой программного супрематического спектакля «Победа над Солнцем» (1920), была одним из самых активных членов «Уновиса». Создала ряд супрематических монументально-декоративных проектов для убранства города в дни революционных празднеств. Затем вошла в число сотрудников ленинградского Института художественной культуры (Инхук, 19231926), осуществив там целый ряд теоретических и экспериментальных работ в лаборатории цвета. К концу 1920-х годов вслед за своим учителем вернулась к фигуративному искусству в духе «метафизической живописи» (картины и рисунки, впечатляющие своей мощной экспрессией, трагической выразительностью маячащих в пространстве одиноких фигур и предметов). При общности мотивов ее композиции (гуаши Три фигуры (Голгофа), 1928; Человек в ватнике, 1933; темпера Лукреций указывает на солнце (на тему поэмы Лукреция О природе вещей), 1934; все работы в Русском музее) отличаются от произведений Малевича гораздо более активной и динамичной ролью цвета и линии. Сотрудничала с Детгизом, выполнила много иллюстраций для журналов «Чиж» и «Еж». Лучшие ее детские вниги были созданы в творческом содружестве с поэтами-обэриутами А.И.Введенским (Рыбаки, 1929) и Д.Хармсом (Иван Иваныч Самовар, 1930). В 1934 создала цикл цветных литографий к Рейнеке-Лису В.Гёте (Русский музей), иносказательно отразивших тогдашние политические реалии (волки в буденновках, которые тащат зверей к судье-«Медведю» фамилия тогдашнего начальника ленинградского НКВД).
В 1934 попала в «кировский поток» (по одному делу с художником В.В.Стерлиговым) и, осужденная на пять лет лагерей, была направлена под Караганду. Точное место и дата ее смерти неизвестны.
Авангард, остановленный на бегу (альбом). Л., 1989