ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ФАЛЬКОНЕ, ЭТЬЕН МОРИС (Falconet, Étienne Maurice) (1716–1791), художник и теоретик искусства, выдающийся мастер французской скульптуры «века Просвещения», автор знаменитого Медного всадника. Родился в Париже 1 декабря 1716 в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734–1744 обучался в мастерской скульптора Ж.Б.Лемуана. Испытал влияние Дж.-Л.Бернини и П.Пюже. Свойственный манере Пюже напряженный драматизм мускульных усилий отличает и первую значительную работу Фальконе – его Милона Кротонского (гипсовая модель 1744 – в Эрмитаже, Петербург; мрамор 1754 – в парижском Лувре). В 1750–1760-е годы окончательно сформировалась зрелая манера мастера, сочетающая чувственное обаяние рококо с рациональностью классицизма. Он исполнил большое число аллегорических и мифологических фигур, сохранившихся в гипсовом и мраморном либо в одном лишь мраморном варианте (Аллегория музыки, 1752; Амур, 1757; Купальщица, 1757; Пигмалион, 1763; надгробная статуя Нежная грусть, 1763; все работы – Лувр или Эрмитаж либо – в вариантах – в обоих музеях).

В те же годы Фальконе создал много изысканных моделей для севрских статуэток из бисквита, часто повторяющих в малом масштабе его большие работы (Амур, Купальщица, группы на сюжеты Сказок Ж.Лафонтена и т.д.). В 1757–1766 руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Выступил и в сфере монументально-декоративной пластики, оформив своими произведениями парижскую церковь Сен-Рок (до 1765; из них до нас дошла лишь мраморная фигура Христа из сцены Моления о чаше).

Подписав контракт с князем А.Д.Голицыным (действовавшим от имени Екатерины II), мастер прибыл в 1766 в Петербург вместе со своей ученицей М.А.Колло. Здесь он создал главный свой шедевр – памятник Петру I на Сенатской площади (ныне площадь Декабристов). Изобразив императора, который, – как писал Фальконе в письме Д.Дидро (1777), – простер «свою благодетельную десницу над объезжаемою им страной», художник сумел обойтись без слишком сложных эмблем, аллегорий и дополнительных фигур. Историческая коллизия гениально передана пластическими контрастами и созвучиями фигур царя-реформатора (чья грозная голова была смоделирована Колло), его коня и гранитной скалы, служащей им постаментом. Победа нового над старым выглядит как великая драма, позднее получившая образное развитие в Медном всаднике А.С.Пушкина. Утомленный конфликтами с президентом Академии художеств И.И.Бецким, Фальконе, не дождавшись открытия памятника (которое состоялось в 1782), уехал в 1778 в Амстердам, а затем на родину.

Выступал и как теоретик искусства, зачитав в 1760 в парижской Королевской академии свои Размышления о скульптуре, которые вышли отдельным изданием в Амстердаме (1761). Утверждая, что искусство идеально концентрирует в себе красоту, рассеянную в природе, Фальконе подчеркивал особую роль творческого чувства как «души произведения», – тем самым и здесь связывая идеал с чувством и, соответственно, классицизм с рококо.

Умер Фальконе в Париже 24 января 1791.

ЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ. Памятник Петру I. ПетербургЭТЬЕН МОРИС ФАЛЬКОНЕ. Памятник Петру I. Петербург

ЛИТЕРАТУРА

Зарецкая З.В. Фальконе. Л., 1970
Каганович А.Л. «Медный всадник». История создания монумента. Л., 1982

Яндекс.Метрика