ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ФЕДОТОВ, ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ (1815–1852), русский художник, один из крупнейших мастеров русского романтизма.

Родился в Москве 22 июня (4 июля) 1815 в семье титулярного советника. Учился в Первом московском кадетском корпусе (1826–1833); был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. В 1835–1845 посещал рисовальные классы петербургской Академии художеств; его наставниками были баталист А.И.Зауэрвейд и К.П.Брюллов. Выйдя в отставку (1844), отчасти по совету баснописца И.А.Крылова, думал заняться батальной живописью, но затем всецело отдался (по его собственным словам) «страсти к нравственно-критическим сценам из обыденной жизни». Испытал большое влияние У.Хогарта и голландского бытового жанра 17 в.

К его раннему периоду относятся детальные акварельные портреты сослуживцев и сцены полковой жизни, порой сатирические (Брань под Смоленским кладбищем, ок. 1840, Третьяковская галерея, Москва). Сатиричны и его первые, столь же скрупулезно-детальные «штатские» образы (разоблачающая мздоимство акварель Передняя частного пристава накануне большого праздника, 1837, там же, а также сепии 1844–1846). Готовил вместе с гравером Е.Е.Бернардским журнал карикатур, нарисовав для него около 30 композиций с текстом, однако арест Бернардского по делу петрашевцев (1849) помешал осуществлению этого замысла.

Добродушная ирония, господствующая в «староголландски»-бытописательных, небольших по масштабу федотовских шедеврах Свежий кавалер. Утро чиновника, получившего первый крестик (1846), Сватовство майора (1848), Завтрак аристократа (1849–1850), сменяется жестокой трагикомедией в сцене сватовства горбуна в Разборчивой невесте на сюжет басни Крылова (1847; все работы – в Третьяковской галерее). Житейский анекдот претворяется в меланхолическую поэму во Вдовушке (1851, Художественный музей, Иваново). В картинах Анкор, еще анкор! (1851, Третьяковская галерея) и незавершенных Игроках (1852, Музей русского искусства, Киев) доминирует чувство фатального абсурда бытия, предвосхищающее тему абсурда в искусстве символизма. Особое место в творчестве мастера заняли портреты, где ирония уступала место светлому, созерцательному лиризму (Н.П.Жданович за клавесином, 1849, Русский музей, Петербург).

Ценным комментарием к его живописи и графике служат мелодраматично-задорные тексты самого мастера (Записки П.А.Федотова о его жизни, ок. 1849, пояснения к картинам, записные книжки, письма; он писал также лирические стихи, сочинил несколько романсов и музыку к ним).

В 1852 у художника обнаружились признаки острого психического расстройства. Умер Федотов в Петербурге 14 (26) ноября 1852.

См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

ФЕДОТОВ П.А. ЗАВТРАК АРИСТОКРАТА (НЕ В ПОРУ ГОСТЬ)ФЕДОТОВ П.А. ЗАВТРАК АРИСТОКРАТА (НЕ В ПОРУ ГОСТЬ)

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ. Н.П.ЖДАНОВИЧ ЗА КЛАВЕСИНОМПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ. Н.П.ЖДАНОВИЧ ЗА КЛАВЕСИНОМ

ПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ. СВАТОВСТВО МАЙОРА. Государственная Третьяковская галереяПАВЕЛ АНДРЕЕВИЧ ФЕДОТОВ. СВАТОВСТВО МАЙОРА. Государственная Третьяковская галерея

ЛИТЕРАТУРА

Сарабьянов Д.В. П.А.Федотов. Л., 1985
Павел Федотов (каталог). СПб, 1993

Яндекс.Метрика