ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ХАЛС, ФРАНС (Hals, Frans) (1581/1585–1666), нидерландский художник, корифей живописи барокко, мастер портрета.

Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Приехав в Харлем, учился (ок. 1600–1603) у К. ван Мандера; в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»). Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок. 1623–1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса), но главным руслом творчества Халса был портрет, великим реформатором которого он явился.

Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф.Халса в Харлеме). В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627; Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Вялость, старческая апатия, застылость, порою почти смертное оцепенение, подчеркнутые пассивной статикой фигур и сумрачным колоритом, – все это в целом складывается в образы глубоко трагические.

Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И.Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок. 1621, Государственный музей, Амстердам). Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом. Характерное для Халса внеиндивидуальное обаяние образов выражается в простодушном самоупоении (Юнкер Рамп с подругой, ок. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк; Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Еще более непринужденно всплески этой одушевленной стихии проступают в жанрово-бытовых, типажных портретах художника, где живописная манера нередко становится предельно раскованной, как бы анархически-лихой. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен; все работы – ок. 1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. 1630, Картинная галерея Государственных музеев, Берлин) социальное дно выглядит пугающе мрачным.

Необычайно свободная, размашистая манера письма Халса способствовала даже сложению легенды о том, что мастер привык писать в состоянии опьянения; однако современные ему источники сообщают лишь, что он «жил в свое удовольствие», поздние годы, однако, провел в бедности.

Умер Халс в Харлеме 29 августа 1666. В исторической перспективе его творчество заняло – среди свершений голландской живописи барокко – почетное второе место после искусства Рембрандта. В Харлеме существует Музей Ф.Халса.

ФРАНС ХАЛС. ПОЮЩИЕ МАЛЬЧИКИ. Государственная художественная галерея, Кассель, ФРГ.ФРАНС ХАЛС. ПОЮЩИЕ МАЛЬЧИКИ. Государственная художественная галерея, Кассель, ФРГ.

ЛИТЕРАТУРА

Сененко М.С. Ф.Хальс. М., 1965
Линник И.В. Ф.Хальс. М., 1967

Яндекс.Метрика