Родился в Москве 10 мая 1931. Воспитывался матерью-портнихой. Начал трудовую карьеру пастухом (когда семья была в эвакуации под Каширой) и впоследствии переменил немало профессий, включая должность истопника в зоопарке. После войны посещал детскую художественную школу, но занятия пришлось оставить ради заработка. Был в основном самоучкой. Жил преимущественно в Москве, а также в деревне Желнино под Загорском (Сергиевым Посадом). Принимал участие в движении «другого искусства» с 1958, когда состоялась первая его выставка (в МГУ). Показывал свои произведения в Горкоме графиков с тех пор, как «нонконформистам» было предоставлено (в 1975) право там экспонироваться.
Самобытно соединил традиции «наивного искусства» и символистской картины-видения (в духе «Голубой розы») с точечной, пуантилистской манерой письма, а позднее с реминисценциями средневекового шитья жемчугом. Среди его живописных работ выделяются две тематические группы: сказочные, порой гротескные образы некоей романтической страны, в основном более ранние (Шествие гномов, 1957, частное собрание, Москва; Фиолетовая фантазия, 1959, Музей «Другое искусство» при Российском государственном гуманитарном университете, Москва), и тоже романтически-сказочные, но восходящие к христианской иконографии картины с миниатюрными храмами, фигурками ангелов и святых в типически-среднерусском пейзаже (Созерцание, 1973, там же; Золотая Россия, 1981; Приближение таинственной планеты, 1982; обе работы в Музее Зиммерли при Рутгерском университете, Нью-Джерси, США; Не знаю, 1986, Третьяковская галерея). В ранние годы, равно как и в поздний период нередко писал чистые абстракции, в последнее свое десятилетие с яркими, искрящимися цветовыми гаммами, в которых он стремился визуально воспроизвести музыку Моцарта и других любимых композиторов.
Был также виртуозом рисунка: долгие годы простым карандашом создавал тонкие серебристые композиции-«кружева» с той же религиозной символикой в полуфантастических пейзажах.
Умер Харитонов в Москве 5 февраля 1993.
Соколов М. А.Харитонов. М., 1993