ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ИКИНС (ЭЙКИНС), ТОМАС (Eakins, Thomas) (1844–1916), американский художник, один из лидеров американского изобразительного искусства 19 в., мастер жанрового портрета.

Родился в Филадельфии 25 июля 1844 в семье учителя чистописания. В первой половине 1860-х годов учился в Пенсильванской академии художеств и Джефферсоновском медицинском колледже. В 1866–1869 жил в Париже, где занимался в Академии художеств под руководством Ж.Л.Жерома и Л.Бонна. В 1869–1870 побывал в Испании, испытав большое влияние Д.Веласкеса и Х.де Риберы. Вернувшись в Филадельфию, затем уже почти оттуда не выезжал.

Начинал как домашний портретист; обращаясь лишь к привычным, хорошо знакомым сюжетам, выдвинулся как мастер жанрового портрета, живописующего энергичную, волевую личность в пейзажной или бытовой среде. Таков его шедевр, изображающий одного из лучших хирургов того времени, доктора С.Гросса, в операционной аудитории Джефферсоновского медицинского колледжа (1875, хранится там же); картина, решенная в суровом, драматически-контрастном колорите, воспринимается как романтическая, но в то же время беспощадно натуральная – благодаря подробностям анатомической диссекции – ода науке. Столь же романтически-натуральны, полны бодрой энергии, как и Гросс в клинике, и другие вещи Икинса – Макс Шмитт в лодке-одиночке (1871, музей Метрополитен, Нью-Йорк), У.Раш, создающий статую реки Скулкилл (1877, Музей искусств, Филадельфия), Клиника доктора Агню (1889, Пенсильванский университет; Филадельфия), Виолончелист (1896, Пенсильванская Академия художеств), Мыслитель (Л.Кентон; 1900, музей Метрополитен, Нью-Йорк). Икинс порою полностью растворял портретное начало в бытовом (Починка сетей, 1881, Музей искусств, Филадельфия) либо, еще чаще, концентрированно подчинял среду портретному образу; по-своему виртуозны и лучшие из его заказных вещей (Амелия ван Бюрен, 1891, собрание Филипс, Вашингтон). Поэт интерьерно-светотеневых эффектов, Икинс, начиная с Макса Шмитта, часто выступал и как тонкий мастер пленэрной живописи. Поздние его работы, такие, как Мыслитель, отмечены чертами символизма.

Был дружен с У.Уитменом и оставил едва ли не лучший его портрет (1887, Пенсильванская Академия художеств), отмеченный непринужденной простотой и эмоциональностью образа.

Умер Икинс в Филадельфии 25 июля 1916.

См. также АМЕРИКАНСКАЯ ЖИВОПИСЬ.

ТОМАС ИКИНС. МУЖЧИНА В ТЮРБАНЕ, 1866 – 1867ТОМАС ИКИНС. МУЖЧИНА В ТЮРБАНЕ, 1866 – 1867

ЛИТЕРАТУРА

Чегодаев А.Д. Искусство Соединенных Штатов от войны за независимость до наших дней. М., 1960

Яндекс.Метрика