ЭНЦИКЛОПЕДИЯ " BRUMA.RU "

Культура и Образование: Изобразительное искусство, скульптура, архитектура

ЛЕВИЦКИЙ, ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ (1735–1822), русский художник. Родился, скорее всего, в Киеве в мае 1735 в семье Г.К.Носа (изменившего фамилию на «Левицкий»), священника села Маячка (ныне Полтавская область, Украина), а также видного гравера украинского барокко (среди его известных работ – иллюстрации к Апостолу и Евангелию, обе работы – 1737; и гравированные портреты). Отец был и первым учителем Дмитрия. Познакомившись с А.П.Антроповым (когда тот работал над росписями Андреевского собора, 1752–1755), молодой Левицкий учился у него в Киеве и Петербурге, приехав туда ок. 1758. Под руководством Андропова расписывал Триумфальные ворота, возведенные в Москве по случаю коронации Екатерины II (1762).

Первая достоверная его работа – портрет архитектора А.Ф.Кокоринова, за который Левицкий получил звание академика (1769, Русский музей, Петербург); принципы классицистического портрета – с плодами трудов (в данном случае – чертежом здания Академии художеств), на которые гордо указывает герой композиции, – воплощены здесь с уверенным мастерством. Та же образная драматургия характерна для портретов А.М.Голицына (1772) и П.А.Демидова (1773; оба портрета в Третьяковской галерее); последний выделяется не только домашней непринужденностью (Демидов представлен за поливкой цветов, аллегорически знаменующей любовь к просвещению), но и творческой зрелостью колоризма – с излюбленной Левицким гаммой серебристых и красноватых тонов. Лучшими работами мастера закономерно считаются портреты «смолянок», воспитанниц Смольного института: Ф.С.Ржевской и Н.М.Давыдовой, Е.И.Нелидовой, Е.Н.Хрущовой и Е.Н.Хованской, А.П.Левшиной, Н.С.Борщовой, Е.И.Молчановой, Г.И.Алимовой (1772–1776, все – в Русском музее). Классицистическая риторика «говорящих» поз, жестов, атрибутов сочетается с чувствительностью рококо, с зыбкой стихией душевной жизни. Эффект картинного спектакля (смолянки непринужденно общаются друг с другом, музицируют и танцуют) обеспечен и изысканной гармонией тонких живописных контрастов.

В наследии Левицкого особо выделяются также камерные, погрудные портреты Д.Дидро (1773–1774, Музей искусства и истории, Женева), М.А.Дьяковой (1778), У.Мнишек (1782, оба портрета в Третьяковской галерее), а также величественный портрет Екатерины II-законодательницы в храме богини Правосудия (1783, Русский музей – и другие варианты), вдохновивший Г.Р.Державина (ода Видение мурзы, 1783–1784). Портрет Н.И.Новикова, который как бы обращается к зрителю с философской проповедью (1797, Третьяковская галерея), связан, возможно, с масонскими убеждениями художника (к концу 1790-х годов он стал членом ложи «Умирающий сфинкс»). В 1771–1787 Левицкий руководил портретным классом Академии художеств. Спад мастерства в его позднем творчестве объясняется прогрессирующей слепотой.

Умер Левицкий в Петербурге 4 (16) апреля 1822.

См. также РУССКОЕ ИСКУССТВО.

ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ. ПОРТРЕТ П.А.ДЕМИДОВА. Государственная Третьяковская галереяДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ. ПОРТРЕТ П.А.ДЕМИДОВА. Государственная Третьяковская галерея

ДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ. ПОРТРЕТ М.А.ДЬЯКОВОЙ. Государственная Третьяковская галереяДМИТРИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ЛЕВИЦКИЙ. ПОРТРЕТ М.А.ДЬЯКОВОЙ. Государственная Третьяковская галерея

ЛИТЕРАТУРА

Гершензон-Чегодаева Н.М. Д.Г.Левицкий. М., 1964
Д.Г.Левицкий. 1735–1822 (каталог). Л., 1987

Яндекс.Метрика