В начале 19 в. в Великобритании произведения искусства были сосредоточены в трех центрах: в Британском музее, основанном в 1753 (см. также БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ); в Далиджской галерее, открытой в 1814 в Далидж-Колледже, частном музее, где была представлена живопись 1718 вв.; в Королевской академии, основанной в 1768 как учебное заведение и место проведения выставок, не имеющей полотен крупных художников. Назрела необходимость создания национальной пинакотеки. В 1824 Палата общин выделила необходимую сумму для организации музея и для покупки коллекции Дж. Дж. Ангерстайна (38 картин), ставшей основой Национальной галереи.
В мае 1824 картинная галерея была открыта для публики в особняке Ангерстайна на улице Пэлл-Мэлл (Pall Mall). Коллекция нового музея расширялась за счет закупок, пожертвований частных лиц и организаций.
Новое здание музея было построено в 18341838 в неоклассическом стиле по проекту архитектора Уильяма Уилкинса на Трафалгар-сквер (Trafalgar Square). Первоначально музей делил помещение с Королевской Академией художеств, переехавшей в 1869 в Берлингтоун-хаус на Пикадилли (Piccadilli). Вслед за расширяющейся коллекцией разрасталось здание музея: постройки производились в 1876, 1887, 1911, в конце 20-х и начале 30-х, 1961, 1975, 1991.
Во время Первой мировой войны галерея не пострадала, но Вторая мировая война нанесла огромные разрушения: 9 авиабомб попали в здание. Картины были заранее эвакуированы. В январе 1946 Национальная галерея вновь открылась для публики.
При размещении экспозиции господствует научный исторический метод показа: картины размещены в хронологическом порядке.
Итальянская живопись составляет самый большой раздел собрания. В середине 19 в. директор Галереи Чарльз Истлейк каждый год делал приобретения в Италии. В собрании находятся картины Мазаччо (14011428); Паоло Учелло (13971475); Фра Филиппо Липпи (1406/14071469; Пьеро Делла Франческа (ок. 14151492); Андреа Мантенья (1430/11506);
Сандро Боттичелли (ок.14451510); Пьетро Перуджино (ок. 14501524). Галерея обладает двумя картинами Леонардо да Винчи (14521519): Мадонна в гроте (ок. 1506) и Мадонна со св. Анной (1508); несколькими картинами Рафаэля Санти (14831520): Мадонна Ансидеи (15051506), Св. Екатерина Александрийская (ок. 1508), Сон рыцаря (15041505), Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном Крестителем (15091510), Распятие с Девой Марией, святыми и ангелами (Распятие Монд) (1503), Проповедь св. Иоанна Крестителя (ок. 1505) и Микеланджело Буонарроти (14751564): Погребение Христа (14971498), Мадонна с младенцем и маленьким Иоанном (Манчестерская мадонна) (ок. 1495).
Достаточно полно представлена живопись 16 в.: Джорджоне (1477/14781510): Поклонение волхвов (15031504); Тициан Вечеллио (1477(?)1576): Мужской портрет («Портрет Ариосто») (15091510), Семья Вендрамин (15451547), Явление Христа Марии Магдалине (ок. 15111612), Мадонна с младенцем, маленьким Иоанном Крестителем и св. Екатериной (15251530), Вакх и Ариадна (1523), Смерть Актеона (15701576), Аллегория Благоразумия (15651570); Парис Бордоне (15001571): Портрет молодой женщины (15491545), Дафнис и Хлоя (15381540); Паоло Веронезе (15281588): серия Коварство, Уважение, Презрение, Счастливый союз (ок. 1575); Семейство Дария перед Александром (15651568), Обращение Марии Магдалины (ок. 1550), Поклонение волхвов (1573); Тинторетто (15181594): Происхождение млечного пути (15781588), Св. Георгий с драконом (ок. 1555).
Среди итальянских картин 17 в. полотна Микеланджело да Караваджо (15731610): Встреча в Эммаусе (1601), Соломея с головой Иоанна Крестителя (16071610), Мальчик, укушенный ящерицей (15951600); Франческо Гварди (17121793): Дворец дожей. Венеция (ок. 1770); Антонио Каналетто (16971768); Мастерская каменотеса (17271728), Праздник св. Роха (ок. 1735), Итонский колледж (ок. 1754), Лондон: интерьер ротонды в Рейнлафе (1754); Джованни Баттиста Тьеполо (16961770): Святые Максим и Освальд (ок. 1745), Пир Клеопатры (17401750), Аллегория с Венерой и Временем (17541758).
Нидерландская живопись. Наибольшей известностью пользуется полотно Яна ван Эйка (ок. 13901441): Портрет четы Арнольфини (1434). В собрании есть и другие его картины: Портрет молодого человека («Тимофей») (1432), Человек в красном тюрбане (1433).
Среди картин этого раздела выделяются полотна Рогира ван дер Вейдена (ок. 13991464): Читающая Мария Магдалина (ок. 1435), Обретение мощей св. Губерта (ок. 1440); Ганса Мемлинга (1435/14401494): Святой Иоанн Креститель (ок. 1475), Триптих Донна (Мадонна с младенцем, ангелами, святыми и донаторами)(ок. 1475); Иеронима Босха (ок. 14501516): Осмеяние Христа (15081510); Питера Брейгеля Старшего (1525/301569): Поклонение волхвов (1564).
Немецкая живопись. Этот раздел украшают немногочисленные картины знаменитых мастеров 16 в.: Лукаса Кранаха Старшего (14721553): Иоганн Фридрих Великий в возрасте шести лет (1509), Венера и Амур (ок. 1530), Святые Женевьева и Аполлония (1506); Альбрехта Дюрера (14711528): Портрет отца (1497); Ганса Гольбейна Младшего (14971543): Посланники (1533), Кристина датская, герцогиня Миланская (1538), Портрет дамы с белкой и дроздом (15261528).
Фламандская и голландская живопись представлены картинами 17 в.: Питер Пауль Рубенс (15771640): Суд Париса (16311635), Пейзаж с замком Стен (16351636), «Соломенная шляпка» (Сусанна Лунден) (16221625), Самсон и Далила (ок. 1609), Минерва защищает Мир от Марса (Мир и война) (16291635); Якоб Йорданс (15921678): Говерт ван Сурпеле с женой (16361638), Мадонна с младенцем, святыми Захарией, Елизаветой и Иоанном Крестителем (ок. 1620); Антонис ван Дейк (15991641): Дама с ребенком (16251627), Дети Бальби (16251627), Уильям Фейлдинг, первый граф Денбиф (16331634), Леди Элизабет Тимбелби и Дороти, виконтесса Андоверская (ок.1637).
К шедеврам собрания относится картина Яна Вермера Дельфтского (16321675): Дама за клавесином (ок. 1670).
Рембрандт Гарменс ван Рейн (16061669) представлен сразу несколькими полотнами: Женщина, купающаяся в ручье (1655), Саския в виде аркадской пастушки (1635), Пир Валтасара (16361638), Конный портрет (ок. 1663), Якоб Трип (ок. 1661), Маргарета де Гер (ок. 1661), Христос перед первосвященником (ок. 1617), Христос и грешница (1644).
В Галерее находятся картины Якоба ван Рейсдаля (1628/291682): Аллея в Миддельхарнисе (1689), Скалистый пейзаж с водопадом (16601670), Пейзаж с развалинами замка и церковью (16651670); Франса Хальса (ок. 15801666): Мужской портрет (1633), Дама с веером (ок. 1640), Молодой человек с черепом (16261628), Семья на природе (16471650).
Испанская живопись также представлена картинами самых известных мастеров 17 в.: Эль Греко (15411614): Моление о чаше (ок. 1610).
Франсиско де Сурбаран (15981664): Молитва св. Франциска (1639), Св. Маргарита Антиохийская (16301634); Диего Веласкес (15991660): Христос в доме Марфы и Марии (1620), Христос после избиения, созерцаемый душой человеческой (Христос у колонны) (16261628), Св. Иоанн Евангелист на острове Патмос (ок.1618). Охота Филиппа IV на вепря (16321637), Филипп IV Испанский в коричневом и серебряном (16311632), Венера перед зеркалом (Венера Рокби) (16471651); Бартоломе Эстебан Мурильо (16181670): Исцеление паралитика (16671670), Крестьянский мальчик (16701680).
В собрании также находятся картины Франсиско Гойя (17461828): Портрет Исабель Кобос де Порсель (ок.1806), Портрет доктора Пераля (17951798), Насильно влюбленный (1798), Пикник (17851790).
Французская живопись представлена в собрании, начиная с 17 в.
В первую очередь здесь следует отметить картины Клода Лоррена (16001682 и Никола Пуссена (15941665).
Франсуа Буше (17031770): Пан и Сиринга (1759), Пейзаж с водяной мельницей (1755); Жан-Оноре Фрагонар (17321800): Психея показывает сестрам дары Амура (1753); Антуан Ватто (16841721): Праздник любви (17151718); Жан-Батист-Симеон Шарден (16991779): Карточный домик (17361737), Бак для воды (17331740) представляют искусство 18 в.
Особенно полна и разнообразна коллекция французской живописи 19 в.: Эжен Делакруа (17981863): Портрет барона Швитера (1827), Овидий среди скифов (1859); Жак-Луи Давид (17481825): Якобус Блаув (1795), Виконтесса Виллен XIV с дочерью (1816); Жан-Огюст-Доминик Энгр: (17801867): Портрет госпожи Муатесье (1856), Господин де Норвен (18111812), Мадам Муатесье (1856); Густав Курбе (18191877): Натюрморт с яблоками и гранатами (1871), Пляж (1874), Девушки на берегу Сены (ок. 1857); Жан-Батист-Камиль Коро (17961875): Римская Кампанья с акведуком эпохи Клавдия (1826), Склоненное дерево (18551860), Пейзаж в Арле-дю-Нор (18711874), Телега (Воспоминание о Сентри) (1874).
Большинство картин импрессионистов поступили в начале 20 в. из частных коллекций: Эдуард Мане (18321883): Портрет Евы Гонзалес (1870), Музыка в саду Тюильри (1862), Уголок кафе (18781880), Казнь Максимилиана (18671868); Клод Моне (18401926): Пляж в Трувиле (1870), Темза, Вестминстер (1871), Вокзал Сен-Лазар (1877), Пти-Бра на Сене в Аржантее (1872), Пруд с кувшинками (1899); Пьер-Огюст Ренуар (18411919): «Зонтики» (18831884), В театре (Первый выход) (18761877), Купальщица (18851890), Лодка на Сене (18791880), Мися Серт (1904); Эдгар Дега (18341917): Упражнения молодых спартанцев (1860), Елена Карафа (ок. 1875), Танцовщицы (18901900), После купания (18881892); Камиль Писсаро (18301903): Вид Лувесьенна (18691870), Бульвар Монмартр ночью (1897), Кот-де-Беф в Эрмитаже (1877).
Картина Анри Руссо (18441910): Тигр в тропическую бурю пробудила интерес к примитивизму.
Галерея обладает несколькими картинами Винсента Ван Гога (18531890): Стул Ван Гога (1888), Луг с бабочками (1890), Пшеничное поле с кипарисами (1889); Поля Сезанна (18391906): Старуха с четками (конец 1890-х), Автопортрет (ок. 1880), Купальщицы (19001906), Склон холма в Провансе (18861890); Пабло Пикассо (18811973): Ваза с фруктами, бутылка и скрипка (1914); Анри Матисса (18691954): Грета Моль (1908).
Английская живопись. Основное собрание национальной живописи хранится в Галерее Тейт.
Две картины Уильяма Хогарта (16971764) из серии Модный брак (17431745): Свадебный контракт, Утро в доме молодых происходят из собрания Ангерстайна.
Джошуа Рейнолдс (17231792), первый президент Королевской Академии художеств, представлен картинами: Портрет адмирала Хисфилда, коменданта Гибралтарской крепости (1787), Портрет леди Кокберн с детьми (1773), Капитан Роберт Орм (1756), Анна, графиня Олбмарль (17591760), Полковник Бэнестр Тарлтон (1782), Томас Гейнсборо (17271788) полотнами: Водопой (1777), Лес Корнард (1748), Рыночный воз (1786), Портрет Сарры Сиддонс (1785), Дочери художника, бегущие за бабочкой (конец 1750-х), Портрет четы Халлет («Утренняя прогулка») (1785), Портрет четы Эндрьюс (ок. 1750).
Развитие английского пейзажа можно проследить по картинам Джона Констебла (17761837): Уэймутская бухта (1816), Телега для сена (1821), Кукурузное поле (1826) и Джозефа Маллорда Уильяма Тернера (17751851): Гибель «Смелого» (1839), Снежная буря (1842), Дождь, пар и скорость Большая западная железная дорога (1844), Одиссей, дразнящий Полифема (1829), «Темерер» идет к последнему причалу (1838).
Нина Байор
Кузнецова И.А. Национальная галерея в Лондоне. «Художник» № 9, 1966
Кузнецова И.А. Национальная галерея в Лондоне. М., 1968
Национальная галерея. Лондон. М., 1971
Аугусто Джентили, Уильям Бархем, Линда Уатли. Лондонская Национальная галерея. «Слово», Италия, 2000